Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов: определение, диагностика, гендерные особенности

Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов: определение, диагностика, гендерные особенности

Аннотация

Актуальность. В российской психологии существует дефицит психодиагностических методик для изучения отношения к цифровым образовательным технологиям (ЦОТ) у студентов, которое имеет важное значение для оптимальной цифровизации образования.

Цель. Определение и операционализация понятия «отношение к ЦОТ», разработка методики для диагностики отношения к ЦОТ у российских студентов и выявление различий в отношении к ЦОТ у студентов мужского и женского пола.

Выборка. В исследовании приняли участие 317 студентов российских вузов (средний возраст 20,44 ± 2,97 лет), из них 157 юношей и 160 девушек.

Методы. Теоретический анализ научной литературы по проблемам исследования; авторская методика «Шкала диагностики отношения студентов к ЦОТ»; анкетный опрос для выявления социально-демографических характеристик и мнений респондентов; статистическая обработка данных с использованием коэффициентов альфа Кронбаха и омега Макдональда, конфирматорного факторного анализа, U-критерия Манна — Уитни, критерия Шапиро — Уилка.

Результаты. На основе интеграции положений теории отношений личности В.Н. Мясищева и трехсторонней модели аттитюда определено понятие «отношение к ЦОТ». Разработана и валидизирована «Шкала диагностики отношения студентов к ЦОТ», включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Анализ данных, полученных посредством разработанного диагностического инструмента, позволил установить преобладание положительного отношения к ЦОТ у большинства обследованных студентов, более выраженного у девушек, чем у юношей.

Выводы. Разработанная методика для диагностики отношения студентов к ЦОТ основана на теоретических представлениях о трехкомпонентной структуре отношения, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Методика имеет трехфакторную структуру, обладает высокой надежностью и может быть использована в научных исследованиях и практических разработках с целью оптимизации неизбежных процессов цифровизации высшего образования. Обнаруженные гендерные различия указывают на более позитивное отношение студентов женского пола к цифровым технологиям в образовании.

Литература

Алешковский, И.А., Гаспаришвили, А.Т., Крухмалева, О.В., Нарбут, Н.П., Савина, Н.Е. (2021). Студенты России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка учебы в удаленном режиме. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 21(2), 211–224. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224

Бычкова, П.А. (2023). Личностные черты и мотивация как предикторы отношения к цифровым образовательным технологиям у студентов и преподавателей: дисс. канд. психол. наук. Москва: РУДН.

Гребенникова, В.М., Новикова, Т.В. (2019). К вопросу о цифровизации образования. Историческая и социально-образовательная мысль, 11(5), 158–165. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-5-158-165

Исматуллина, В.И., Захаров, И.М. (2021). Оценка цифровом грамотности школьников и их представлений о STEM в зависимости от уровня цифровизации школьной среды. Теоретическая и экспериментальная психология, 14(3), 29–35. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2021-3-29-35

Мясищев, В.Н. (1995). Психология отношений: избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалева. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК».

Новикова, И.А., Бычкова, П.А., Новиков, А.Л. (2021). Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19. Ценности и смыслы, (2), 23–44. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2021-2-23-44

Солдатова, Г.У., Нестик, Т.А. (2016). Отношение к интернету среди интернет-пользователей: технофобы и технофилы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, (1), 54–61. https://doi.org/%2010.18384/2310-7235-2016-1-54-61

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2018). Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения. Национальный психологический журнал, (3), 47–56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305

Сорокова, М.Г., Одинцова, М.А., Радчикова, Н.П. (2021). Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета. Психологическая наука и образование, 26(2), 52–65. https://doi.org/10.17759/pse.2021260205

García-Martínez, J.-A., Fuentes-Abeledo, E.-J., Rodríguez-Machado, E.-R. (2020). Attitudes towards the use of ICT in Costa Rican university students: The influence of sex, academic performance, and training in technology. Sustainability, 13(1), 282 https://doi.org/10.3390/su13010282

Guillén-Gámez, F.D., Mayorga-Fernández, M.J. (2020). Identification of variables that predict teachers’ attitudes toward ICT in higher education for teaching and research: A study with regression. Sustainability, 12(4), 1312. https://doi.org/10.3390/su12041312

Guillén-Gámez, F.D., Romero Martínez, S.J., Ordóñez Camacho, X.G. (2020). Diagnosis of the attitudes towards ICT of education students according to gender and educational modality. Apertura, 12(1). https://doi.org/10.32870/ap.v12n1.1786

Novikova, I.A., Bychkova, P.A., Novikov, A.L., Shlyakhta, D.A. (2022a). Personality traits and academic motivation as predictors of attitudes towards digital educational technologies among Russian university students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(4), 689–716. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-689-716

Novikova, I.A., Bychkova, P.A., Shlyakhta, D.A., Novikov, A.L. (2023). Attitudes towards digital educational technologies scale for university students: Development and validation. Computers, 12(9), 176. https://doi.org/10.3390/computers12090176

Ordóñez, X.G., Romero Martínez, S.J. (2016). Scale of Attitudes Towards ICT (SATICT): Factor structure and factorial invariance in distance university students. In: J. Domenech, A. Mas-Tur, N. Roig-Tierno, M. R. Vicente (Eds.), Proceedings of the 1st International Conference on Advanced Research Methods and Analytics (pp. 159–166). València: Editorial Universitat Politècnica de València. https://doi.org/10.4995/carma2016.2016.3114

Radu, M.-C., Schnakovszky, C., Herghelegiu, E., Ciubotariu, V.-A., Cristea, I. (2020). The impact of the COVID-19 pandemic on the quality of educational process: A student survey. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(21), 7770. https://doi.org/10.3390/ijerph17217770

Rizun, M., Strzelecki, A. (2020). Students’ acceptance of the COVID-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(18), 6468. https://doi.org/10.3390/ijerph17186468

Rosen, L.D., Whaling, K., Carrier, L.M., Cheever, N.A., Rokkum, J. (2013). The Media and Technology Usage and Attitudes Scale: An empirical investigation. Computers in human behavior, 29(6), 2501–2511. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.06.006

Svenningsson, J., Höst, G., Hultén, M., Hallström, J. (2022). Students’ attitudes toward technology: exploring the relationship among affective, cognitive and behavioral components of the attitude construct. International Journal of Technology and Design Education, 32(3), 1531–1551. https://doi.org/10.1007/s10798-021-09657-7

Tzafilkou, K., Perifanou, M., Economides, A.A. (2021). Development and validation of a students’ remote learning attitude scale (RLAS) in higher education. Education and Information Technologies, 26(6), 7279–7305. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10586-0

VandenBos, G.R. (Ed.). (2015). APA dictionary of psychology (2nd ed.). Washington: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/14646-000

Vial, G. (2019). Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems, 28(2), 118–144. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2019.01.003

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-03

Поступила: 03.01.2024

Принята к публикации: 07.02.2024

Дата публикации в журнале: 16.02.2024

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии; отношение; аттитюд; студенты; цифровизация образования; гендерные различия

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2024