Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Проявление интеллектуальных компетенций при решении мыслительных задач различных типов

Проявление интеллектуальных компетенций при решении мыслительных задач различных типов

Аннотация

Актуальность. Понятие «компетенция» было введено в психологию интеллекта в 1970-е гг. как альтернатива тестологическому подходу к изучению умственных способностей, однако до сих пор использовалось преимущественно в бизнес-среде и в педагогике. Мы предприняли попытку вернуть его в практику исследований интеллекта и рассматривали интеллектуальные компетенции (ИК) как устойчивые паттерны когнитивного поведения личности, которые проявляются при решении мыслительных задач и приводят к достижению желаемого результата.

Цель. Проверка гипотез о том, что: 1) проявление ИК в ходе решения задач положительно связано с успешностью их решения; 2) проявление ИК характеризуется трансситуативной стабильностью; 3) проявление ИК положительно связано с уровнем IQ и понятийных способностей.

Выборка. 49 респондентов в возрасте от 18 до 49 лет (59% — женщины; Ме = 22 года).

Методы. 1) Тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена; 2) методики «Обобщение трех слов» и «Понятийный синтез» М.А. Холодной; 3) мыслительные задачи двух типов, а также 4) метод рассуждения вслух и 5) глубинное полуструктурированное интервью. Успешность решения задач и проявления ИК определялись с помощью 6) экспертной оценки.

Результаты. Участники, проявившие ИК «преобразующая активность», «умение формировать концептуальные гештальты на основе прошлого опыта» и «активный сбор информации», при решении мыслительных задач обоих типов были успешнее, чем участники, их не проявившие. Внутрииндивидуальные различия в проявлении ИК при решении задач разных типов были обнаружены только для ИК «преобразующая активность». Участники, проявившие ИК «активный сбор информации» при решении обеих задач, имели более сформированные категориальные способности, чем не проявившие ее. Различий в уровне концептуальных способностей и IQ между участниками, проявившими и не проявившими ИК в ходе решения задач, выявлено не было.

Выводы. ИК являются самостоятельным психологическим образованием, не сводимым ни к IQ, ни к понятийным способностям. Результаты анализа позволяют предполагать существование «ядерных» и «периферийных» компетенций, что подлежит проверке в будущих исследованиях.

Литература

Борисова, М.Н., Воронов, М.П. (2016). Возникновение и становление компетентностного подхода в высшем образовании. Научное обозрение. Педагогические науки, (3), 5–12.

Брунер, Д. (1977). Психология познания: за пределами непосредственной информации: Пер. с англ. Москва: Изд-во «Прогресс».

Брушлинский, А.В. (1979). Мышление и прогнозирование. Москва: Изд-во «Мысль».

Вербицкий, А.А. (2010). Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Высшее образование в России, (5), 32–37.

Зеер, Э.Ф. (2004). Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Образование и наука, (3), 42–52.

Иванова, С. (2023). Оценка компетенций методом интервью: Универсальное руководство. Москва: Изд-во «Альпина паблишер».

Карпов, А.В., Карпов, А.А., Присяжнюк, С.О. (2024). Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. Национальный психологический журнал, 19(4), 201–214. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0414

Макарова, Д.Н. (2021). Психологические корреляты продуктивных и непродуктивных паттернов метакогнитивной регуляции у студентов. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 7(1), 138–160. https://doi.org/10.37279/2413-1709-2021-7-1-138-160

Осорина, М.В., Щербакова, О.В., Аванесян, М.О. (2011). Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, (2), 32–43.

Холодная, М.А. (2002). Психология интеллекта: парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Холодная, М.А. (2012). Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

Холодная, М.А., Сиповская, Я.И. (2023). Понятийные способности: теория, диагностика, эмпирика. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Холодная, М.А., Трифонова, А.В., Волкова, Н.Э., Сиповская, Я.И. (2019). Методики диагностики понятийных способностей. Экспериментальная психология, 12(3), 105–118. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120308

Щербакова, О.В. (2011). Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности. Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях — 2011. Сб. трудов конференции. (С. 235237). Нижний Новгород: Изд-во Института прикладной физики РАН.

Щербакова, О.В. (2012a). Интеллектуальные компетенции в структуре когнитивного поведения личности. 5-я международная конференция по когнитивной науке (18–24 июня, 2012 г.). Тезисы докладов: в 2 тт. Т. 2. (С. 725–726). Калининград: Изд-во Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Щербакова, О.В. (2012b). Информационно-энергетическая организация некоторых паттернов метакогнитивной регуляции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Педагогика. Социология, (3), 103–114.

Boyatzis, R.E. (2008). Competencies in the 21st century. Journal of Management Development, 27(1), 5–12. https://doi.org/10.1108/02621710810840730

Burks, B.S., Jensen, D.W., Terman, L.M. (1930). The promise of youth. In: L.M. Terman, (ed.). Genetic studies of genius. Vol. 3. Stanford: Stanford University Press.

Carpenter, P.A., Just, M.A., Shell, P. (1990). What one intelligence test measures: a theoretical account of the processing in the Raven Progressive Matrices Test. Psychological Review, 97(3), 404–431. https://doi.org/10.1037/0033-295X.97.3.404

Duncker, K. (1945). On problem solving. Psychological Monographs, 58(5), i–113.

Duncker, K. (1935). Zur Psychologie des produktiven Denkens. Oxford: Springer Publ.

Frederiksen, N. (1986). Toward a broader conception of human intelligence. American Psychologist, 41(4), 445–452. https://doi.org/10.1037/0003-066X.41.4.445

Hunt, E. (1995). The role of intelligence in modern society. American Scientist, 83(4), 356–369.

Lane, J., Lane, A.M., Kyprianou, A. (2004). Self-efficacy, self-esteem and their impact on academic performance. Social Behavior and Personality: An International Journal, 32(3), 247–256. https://doi.org/10.2224/sbp.2004.32.3.247

Marzolf, S.S. (1962). Fear and Low Productivity among Superior Students: The Interaction of School Experiences and the Self-Concept. The Journal of Higher Education, 33(5), 265–269. https://doi.org/10.1080/00221546.1962.11772960

McClelland, D.C. (1973). Testing for competence rather than for “intelligence”. American Psychologist, 28(1), 1–14. https://doi.org/10.1037/h0034092

Morris, L.W., Davis, M.A., Hutchings, C.H. (1981). Cognitive and emotional components of anxiety: Literature review and a revised worry–emotionality scale. Journal of Educational Psychology, 73(4), 541–555. https://doi.org/10.1037/0022-0663.73.4.541

Ohtani, K., Hisasaka, T. (2018). Beyond intelligence: A meta-analytic review of the relationship among metacognition, intelligence, and academic performance. Metacognition and Learning, 13, 179–212. https://doi.org/10.1007/s11409-018-9183-8

Terman, L.M., Oden, M.H. (1947). The gifted child grows up: Twenty-five years' follow-up of a superior group. V. 4. Stanford: Stanford University Press.

Schoenfeld, A.H. (1983). Beyond the purely cognitive: Belief systems, social cognitions, and metacognitions as driving forces in intellectual performance. Cognitive Science, 7(4), 329–363. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(83)80003-2

Shcherbakova, O.V. (2017). How do our mental and personal experience mediate intellectual efficiency? Intellectual competencies as patterns of individual cognitive performance. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(1), 43–54. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.103

Spencer, L.M., Spencer, P.S.M. (2008). Competence at Work: Models for superior performance. New York: John Wiley & Sons Publ.

Sternberg, R.J., Grigorenko, E., Bundy, D.A. (2001). The predictive value of IQ. Merrill-Palmer Quarterly, 47(1), 1–41. https://doi.org/10.1353/mpq.2001.0005

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-25-03

Поступила: 26.09.2024

Принята к публикации: 06.11.2024

Дата публикации в журнале: 03.02.2025

Ключевые слова: мышление; интеллект; решение мыслительных задач; интеллектуальная успешность; интеллектуальные компетенции

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2025