Прохоров Александр Октябринович
доктор психологических наук
Профессор кафедры общей психологии института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
-
Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.101-121подробнее855
-
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявле- ния вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила ав- торская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и экзамене). Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерально- го университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса. Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных харак- теристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вы- числением индекса организованности структур.
Ключевые слова: психическое состояние; ментальная регуляция; способ саморегуляции; рефлексия; учебная деятельность
-
-
Ситуационные аспекты ментальной регуляции психических состоянийТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 4. c.13-27подробнее255
-
Актуальность. Изучение психологических механизмов и закономерностей «осознанной» регуляции психических состояний требует обращенности к структурам сознания и их функциям в регуляторном процессе. Эти структуры и механизмы остаются до настоящего времени наименее изученными, тогда как потребность в понимании психологических механизмов саморегуляции состояний чрезвычайно актуальна, а знания о них востребованы в различных ситуациях жизни субъекта.
Цель. В предлагаемой аналитической статье исследуется концепт «ситуация» (подходы, принципы, строение, уровни и др.), представление о ней как о «психологической ситуации» и её роль в актуализации ментальной регуляции психических состояний.
Результаты. Показано, что ситуация жизнедеятельности субъекта «запускает» регуляторный процесс, активируя структуры сознания, организация которых состоит из смысловых, рефлексивных, репрезентативных структур, переживания, системы Я. Анализируются результаты ситуативной обусловленности саморегуляции состояний у служащих государственных учреждений, в процессе обучения студентов, в трудных жизненных ситуациях (обратимых и необратимых), влияние на активацию структур сознания и, соответственно, на операциональные средства регуляции. Рассмотрены взаимоотношения ментальных структур в процессе регуляции состояний субъекта.
Выводы. В процессе регуляции психических состояний происходит образование функциональных структур «ситуация — ментальные структуры — регуляторные средства — психические состояния». Актуализация функциональных структур обусловлена целью регуляции — потребностью в изменении состояния в соответствии с требованиями возникшей ситуации жизнедеятельности субъекта. Активизация структур сознания, опосредующих выбор операциональных средств регуляции и их использование, приводит к изменению психического состояния.
Ключевые слова: психическое состояние; регуляция; структуры сознания; впечатление; образ; смысл; рефлексия; система Я; репрезентация; регуляторные средства
-