Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Взаимосвязь инновативных качеств личности с метаценностями, самоорганизацией и удовлетворенностью жизнью у студенток вузов в контексте ресурсного подхода

Взаимосвязь инновативных качеств личности с метаценностями, самоорганизацией и удовлетворенностью жизнью у студенток вузов в контексте ресурсного подхода

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена происходящими в социуме изменениями, которые накладывают отпечаток на активность человека как субъекта деятельности, ставят перед наукой задачу изучения его психологических ресурсов в стремительно меняющемся мире. Ресурсный подход практически востребован и в сопровождении образовательного процесса студенческой молодежи в современных условиях.

Цель. Выявить взаимосвязь инновативных качеств личности с метаценностями, самоорганизацией и удовлетворенностью жизнью у студенток вузов.

Выборка. В исследовании приняли участие 226 студенток университетов г. Томска (средний возраст 20,18 года, SD = 1,17 года).

Методы. В исследовании были использованы следующие методики: Шкала самооценки инновативных качеств личности (СИКЛ) Н. Лебедевой, А. Татарко; «Портретный ценностный опросник — Пересмотренный» (Portrait Values Questionnaire-Revised — PVQ-R) Ш. Шварца; Шкала «Планомерность» опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Мандриковой; Шкала «Удовлетворенность жизнью» Э. Динер. Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 10.0. В исследовании применялись описательные статистики, корреляционный и кластерный анализ.

Результаты. Корреляционный анализ показал, что индекс инновативности в наибольшей степени взаимосвязан с метаценностью «Открытость изменениям». Помимо этого, зафиксирована положительная связь индекса инновативности с умением планировать деятельность и удовлетворенностью жизнью. Между метаценностью «Сохранение» и индексом инновативности значимая корреляционная связь отсутствует. Кластерный анализ позволил выделить 4 группы обучающихся. Наибольшие отличия между ними выявлены по критериям «Планирование», «Удовлетворенность жизнью», «Индекс инновативности»; существенных различий в ценностях у студенток обнаружено не было.

Выводы. Результаты исследования показали наличие взаимосвязи инновативных качеств личности с метаценностью «Открытость изменениям», самоорганизацией и удовлетворенностью жизнью у студенток вузов. Наиболее существенные различия между выявленными типологическими группами студенток наблюдаются по уровню самоорганизации и планирования, а также удовлетворенности жизнью. Описанные типологические особенности студентов выделенных групп позволят организовать помощь студентам в развитии психологических качеств, необходимых для профессионального и личностного самосовершенствования в эпоху перемен. Результаты исследования вносят вклад в развитие ресурсного подхода к изучению личностных особенностей студентов вузов.

Литература

Ананьев, Б.Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер.

Аргайл, М. (2003). Психология счастья. Санкт-Петербург: Питер.

Асмолов, А.Г. (2019). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия. Под ред. А.Г. Асмолова, Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен. Москва: Изд. Дом ЯСК. С. 13-29.

Гришина, Н.В. (2018). «Самоизменения» личности: возможное и необходимое. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика, 8(2), 126–138. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.202

Емелин, В.А. (2016). Технологии как фактор трансформации идентичности: становление homo technologicus. Национальный психологический журнал, 16(1), 9–18. https://doi: 10.11621/npj.2016.0102.

Иванова, Т.Ю., Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И., Кошелева, Н.В. (2018). Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности. Организационная психология, 8(1), 85–121.

Зинченко, Т.П. (2000). Когнитивная и прикладная психология. Москва: МОДЭК.

Карандашев, В.Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь.

Клочко, В.Е., Галажинский, Э.В. (2009). Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст. Вестник Томского государственного университета, 325(8), 146–151.

Ковалева, Н.В. (2020). Субъектная идентичность как психологический ресурс личности в условиях неопределенности и кризиса. Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова, Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школамиМайкоп: Адыгейский гос. ун-т; Краснодар: Кубанский гос. ун-т. C. 38-42.

Лебедева, Н.М., Татарко, А.Н. (2009). Методика исследования отношения личности к инновациям. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 4(23), 89–96.

Магун, В., Руднев, М. (2008). Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 1(93), 33–58.

Маленов, А.А. (2021). Ресурсы личности и их реализация в пространстве психологического образования: дисс. канд. психол. наук. Омск.

Мандрикова, Е.Ю. (2010). Разработка Опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, (2), 59–83.

Марцинковская, Т.Д. (2019). Транзитивное общество как психологический феномен. Под ред. А. Г. Асмолова, Mobilis in mobili: личность в эпоху переменМосква: Изд. Дом ЯСК. C. 150-156.

Меренкова, В.С., Солодкова, О.Е. (2020). Исследование феномена «удовлетворенность жизнью». Комплексные исследования детства, 2(1), 4–12. https://doi.10.33910/2687-0223-2020-2-1-4-13

Моросанова, В.И. (2014). Oсознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(4), 62–78.

Моросанова, В.И. (2017). Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. Под ред. А. Л. Журавлёва, В. А. Кольцова, Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития.Москва: Институт психологии РАН. C. 501-509.

Моросанова, В.И. (2020). Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека. Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой, Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени (сс. 11–36). Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История. C. 11-36.

Моросанова, В.И. (2022). Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология, 3(15), 57–82. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-57-82

Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1(155), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Перикова, Е.И., Атаманова, И.В., Богомаз, С.А., Карипбаев, Б.И., Филиппова, Т.С., Загулова, Д. (2021). Взаимосвязь ценностных ориентаций и личностной готовности к деятельности у молодежи России, Казахстана и Латвии. Психология в России: современное состояние, 2(14), 101–107. https://doi.org/10.11621/PIR.2021.0208

Хазова, С.А. (2013). Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, (5), 188–191.

Шамионов, Р.М. (2002). Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой. Мир психологии, (2), 143–148.

Hobfoll, S. (2011). Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience. In S. Folkman (Eds.), The Oxford handbook of stress, health, and coping (pp. 127–147). New York: Oxford University Press.

Schwartz, S.H. (2012). An overview of the Schwartz theory of basic values. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116

Schwartz, S.H. (2021). A Repository of Schwartz Value Scales with Instructions and an Introduction. Online Readings in Psychology and Culture, 2(2). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1173

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-05

Поступила: 16.07.2023

Принята к публикации: 14.08.2023

Дата публикации в журнале: 15.11.2023

Ключевые слова: психологические ресурсы; студентки; ценности; удовлетворенность жизнью; индекс инновативности; планирование

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2024