Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук
Директор института педагогики и психологии Костромского государственного университета.
-
Личностные регуляторы построения образа будущего на разных этапах профессионализацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 4. c.122-142подробнее294
-
Актуальность. В современном быстро меняющемся мире крайне важно сохранение собственной траектории по отношению к жизненным целям, образу будущего на разных этапах профессионализации. В связи с этим, актуальным представляется определить личностные регуляторы, позволяющие осознанно и целенаправленно влиять на достижение ожидаемого будущего, и их изменение в процессе профессионализации.
Цель. Изучение образа будущего, его характеристик (полноты, четкости, временной перспективы), функций и личностных регуляторов (саморегуляции, совладающего поведения и смысложизненных ориентаций) на разных этапах профессионализации.
Методы. В исследовании использовались количественные методики: базовый опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ»; «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой; «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева; методика «WCQ – Опросник способов совладания» в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой. Качественные методики: модифицированная авторами методика «Незаконченные предложения» и метафорические ассоциативные карты «Roads» Г. Салпетер, к которым было разработано авторское полустандартизированное интервью.
Выборка. 184 человека – мужчины и женщины от 16 до 40 лет (М=23,2; SD=7,43). Сформированы три эмпирические группы: респонденты на этапе профессионального самоопределения (в возрасте 16-17 лет); респонденты на этапе получения профессионального образования (18-25 лет); респонденты, занимающиеся профессиональной деятельностью (26-40 лет).
Результаты. Установлены значимые различия во влиянии саморегуляции, совладающего поведения и смысложизненных ориентаций на временную перспективу будущего на разных этапах профессионализации. Контент-анализ позволил описать структуру, четкость и полноту образа будущего. Регрессионный анализ показал, что «Локус контроля-Я», копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» и регуляторно-когнитивная компетенция «Планирование» вносят наибольший вклад в регуляцию образа будущего. Направленность на будущее, актуальность планирования образа будущего имеет определённые различия и специфику на разных этапах профессионализации.
Выводы. Локус контроля, стратегии совладающего поведения и регуляторные компетенции могут рассматриваться в качестве личностных регуляторов построения образа будущего на разных этапах профессионализации.
Ключевые слова: образ будущего; профессионализация; саморегуляция; совладающее поведение; смысложизненные ориентации
-