Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей

Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей

Аннотация

Актуальность изучения образа мира работников музыкальной сферы обеспечивается 1) интересом к изучению творческих профессий, представители которых характеризуются эмоциональной чувствительностью, художественным ви ́дением окружающего мира; 2) изменением общественных представлений о профессии музыканта; 3) необходимостью поиска адекватных методов целостного описания специфических характеристик той или иной сферы профессиональной деятельности. 

Цели исследования: а) выделение психосемантических структур оценок образа мира у работников музыкальной сферы; б) реконструкция особенностей их профессиональной деятельности; в) выявление различий между специалистами разного профиля внутри музыкальной сферы. 

Выборка. В исследовании приняли участие представители музыкальных профессий: музыканты (вокалисты и инструменталисты академического и эстрадного профиля) (n = 42) и звукотехники (звукорежиссеры, звукооператоры, звукоинженеры, аранжировщики) (n = 38). В качестве контрольной группы выступили представители иных профессиональных сфер (n = 42), не связанные с музыкой и не владеющие игрой на музыкальных инструментах. Всего 122 человека. 

Методы. Респондентам предъявлялись следующие методики: 1) краткая анкета для сбора демографических сведений о респондентах; 2) 16-шкальный семантический дифференциал «Моя работа» (Абдуллаева, 2016); 3) метод свободных ассоциаций на 12 слов-стимулов, описывающих коммуникативную среду респондентов. 

Результаты. Получены данные, на разных уровнях репрезентации раскрывающие образ мира через семантические профили образа работы у представителей различных специальностей внутри музыкальной сферы. Факторные структуры оценок для групп музыкантов и звукотехников описывают устойчивый кластер, состоящий из факторов интересности, разнообразия, потенциала развития, личной приязни и творчества. Корреляционные плеяды категорий, выделенных в контент-анализе полученных ассоциаций (р ≤ 0,001), демонстрируют разделение звукотехников и музыкантов по факторам публичности и технической оснащенности. 

Выводы. Возможность получить данные о внешне не наблюдаемых аспектах трудовой деятельности, творческой по своей природе, позволяет обогатить представления о деятельности этих специалистов и наметить направления их психологической поддержки. Практическое использование результатов связано с применением психосемантического подхода к анализу профессионального опыта и выделением основных характеристик деятельности специалистов в области музыки.


Литература

Абдуллаева М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. No 3. С. 3–8. 

Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: «Классика-XXI», 2008. 

Иванченко Г.В., Казарян М. Ю., Кошелева Н.В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции. М.: Смысл, 2012. 

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 

Климов Е.А. Образ... чего? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1991. No 4. С. 20–25. 

Крис А. Свободные ассоциации: метод и процесс. М.: Когито-центр, 2007. 

Кузнецова А.С., Абдуллаева М.М. Структура труда и факторы успешности профессио- нальной деятельности // Организационная психология. Учебник / Под ред. А.Б. Леоновой. М.: ИНФРА-М, 2021. С. 97–115. 

Кучекеева Л.А. Хатмиев А.Д. Роль звукорежиссера в создании современной музыки // Сборник материалов Международного саммита по культуре и образованию. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2019. С. 106–110. 

Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 251–261. 

Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. No 2. С. 20–33. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501–509. 

Психосемантические особенности образа мира представителей музыкальных специальностей Орехов В.Д., Блинникова А.В., Каранашев А.Х. Исследование генезиса инновационных продуктов и профессий будущего в условиях технологических революций // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2021. No 3. С. 143–156. 

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. М.: Либроком, 2009. 

Ражников В.Г. Партитурная транскрипция // Вопросы психологии. 1980. No 1. С. 137–141. 

Рустамов А.Р. Звуковой образ пространства в творчестве звукорежиссера // Современные проблемы науки и образования. 2013. No 5. С. 10–49. 

Серкин В.П. Пять определений понятия «образ мира» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2006. No 1. С. 11–19. 

Серкин В.П. Психосемантика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 

Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 

Софронов Ф.М. Русская музыка за двадцать лет // Журнал Общества теории музыки. 2014. No 7. С. 38–65. 

Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дисс. ... д-ра пед. наук, Москва, 2005. 

Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: ИД «Мръ», 2009. 

Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии. М.: Ленард, 2021. 

Bigand, E., Poulin-Charronnat, B. (2006). Are we “experienced listeners”? A review of the musical capacities that do not depend on formal musical training. Cognition, 100 (1), 100–130. 

Hallam, S., Cross, I., Thaut, M. (2016). Oxford handbook of music psychology (2nd ed.). New York: Oxford University Press. 

Hugill, A. (2018). The Digital musician. 3nd ed. New York: Routledge. 

Kuipers, T. (2001). Structures in Science: Neo-Classical Science Philosophy. Heuristic Patterns Based on Cognitive Structures An Advanced Textbook in NeoClassical Philosophy of Science. N.Y.: Springer. 

MAXQDA. The Art of Data Analysis (Retrieved from http://www.maxqda.com/ (review date: 19.12.2021). 

Sovansky, E.E., Wieth, M.B., Francis, A.P., McIlhagga, S.D. (2016). Not all musicians are creative: Creativity requires more than simply playing music. Psychology of Music, 44 (1), 25–36. 

Wilcox, C.D. (2017). Of Music and Media: A Producer Study of Promotional Encoding on Social Media Through the Lenses of Paratext and Medium Theory. Masters Theses. Eastern Illinois University. (Retrieved from https://thekeep.eiu.edu/theses/2690 review date: 17.09.2021). 

Zattra, L., Donin N., Misdariis, N., Pecquet, F., Fierro, D. (2021). Sound Design as Viewed by Sound Designers A Questionnaire About People, Practice and Definitions. In M. Filimowicz (Eds.), Doing Research in Sound Design. UK: Imprint Focal Press. 

Zhang, J.D., Susino, M., McPherson, G., Schubert, E. (2018). Using the three-component model of the musician definition, a musician is someone who has six years of musical expertise. In Parncutt, R., Sattmann, S. (Eds.), Proceedings of ICMPC15/ESCOM10 (pp. 503–505). Graz, Austria: Centre for Systematic Musicology, University of Graz.


Скачать в формате PDF

Поступила: 14.06.2022

Принята к публикации: 25.06.2022

Дата публикации в журнале: 11.08.2022

Ключевые слова: образ мира; психосемантика; семантический дифференциал; ассоциации; музыканты; звукорежиссеры

Доступно в on-line версии с: 11.08.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022