Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления

Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления

Аннотация

Актуальность. Необходимость неоднократной смены вида профессиональной деятельности, сокращение продолжительности этапов профессионализации зачастую приводит к нарушению ощущения времени, потере смысла жизни, снижению эффективности стратегий совладания. В этой связи изучение роли личностных ресурсов, их мобилизации и интеграции на разных этапах профессионализации продолжает оставаться актуальной проблемой. 

Цель представленного исследования — выявить особенности осознанной саморегуляции и жизнестойкости на разных этапах профессионализации. В ходе работы проверялась следующая гипотеза: вид профессиональной деятельности субъекта труда и стадии его профессионализации влияют на общий уровень и структуру связей осознанной саморегуляции и жизнестойкости. 

Выборку составили 284 респондента (144 женщины и 140 мужчин) в возрасте от 17 до 59 лет. 

Методы. В диагностический комплекс вошли опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ-2020» и «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Сбор эмпирических данных осуществлялся при помощи бланкового тестирования и онлайн-тестирования с применением GoogleForms. Обработка результатов производилась с помощью расчета описательных статистик, расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена, однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа, U-критерия Манна–Уитни. 

Результаты. Выявлено, что наибольшие значения и плотность корреляций между показателями осознанной саморегуляции и жизнестойкости наблюдается на стадии профессиональной адаптации. Связь между саморегуляцией и жизнестойкостью более выражена на стадиях адаптации и профессионализации у представителей технических профессий. Результаты исследования могут быть использованы в практике деятельности психологов-профконсультантов, кадровых служб, при разработке методических рекомендаций, направленных на развитие жизнестойкости, регуляторных ресурсов человека на стадии профессиональной адаптации. 

Выводы. Установлено, что сфера профессиональной деятельности (социально- гуманитарная или техническая) в большей степени влияет на показатели жизнестойкости и саморегуляции субъекта труда, нежели стадия его профессионального развития.


Литература

Агаркова Е.И., Чернышова В.М. Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога. Рабочая тетрадь. Тамбов: ТОИПКРО, 2010. 

Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Кросскультурные различия в особенностях взаимосвязи регуляторных процессов и адаптированности студентов к условиям обучения в вузе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. No 2. С. 173–178. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29968857 (дата обращения 22.12.2021). 

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л. Осознанная саморегуляция как предиктор жизнестойкости субъекта в ситуации смены вида профессиональной деятельности: гендерный аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. No 1. C. 163–170. doi: 10.37493/2307-907X.2021.1.21 

Банщикова Т.Н., Ширяева И.С. Кросс-культурные особенности саморегуляции и совладающего поведения как осознанные процессы преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. No 5. С. 136–145. doi: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-136-145 

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 

Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья. В сборнике Здоровье нации — основа процветания России. Материалы научно-практических конгрессов Третьего Всероссийского форума. М., 2007. 

Ванакова Г.В. Саморегуляция как критерий жизнестойкости субъектов образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. No 3. С. 36–40. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17964820 (дата обращения 22.12.2021). 

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2017. [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/bcode/402432 (дата обращения: 22.12.2021). 

Володина Т.В., Дмитриева Ю.Н., Калинина Н.В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций. Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2011. 

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 

Кузнецова А.С. Эффективная саморегуляция функционального состояния как базовая дифференцирующая компетенция в социономических видах труда. В сборнике V съезд общероссийской общественной организации Российское психологическое общество. Материалы участников съезда. М.: РПО, 2012. 

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 

Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Молодой ученый. 2015. No 11. С. 1750–1752. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23610461 (дата обращения: 22.12.2021). 

Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.: 2001. 

Митина Л.М. Вызовы и риски времени как психологические проблемы личностно-профессионального развития современного человека. В сборнике Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Москва: Издательство «Перо», 2016. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. В сборнике Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. Москва: Издательство: Институт психологии РАН, 2017. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, No 4. С. 62–78. [Электронный ресурс] // URL: http://www.tepjournal.ru/ru/soderzhanie/2014/tom-7-4/07 (дата обращения: 22.12.2021). 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр, 2015. 

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. No 4. С. 155–167. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44434387 (дата обращения: 22.12.2021). 

Наливайко Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. No 27. С. 44–49. [Электронный ресурс] // URL: https://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/3085 (дата обращения: 22.12.2021). 

Одинцова М.А. Потеря статуса безработными — это вызов современности? В сборнике Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски. Материалы XII Международной научно-практической конференции (г. Москва, 06–08 июля 2016 г.). Москва: Издательство «Перо», 2016. 

Соломонов В.А., Фомина, Е.А. Анализ регуляторных и личностных ресурсов жизнестойкости субъектов с разным профессиональным опытом. Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина): сборник научных статей / Под ред. В.И. Моросановой, Ю.П. Зинченко. 2021. 

Титова Е.И., Шумакова О.А., Наливайко Т.В., Шумаков В.А., Титова О.А. Особенности жизнестойкости и стилевой саморегуляции у студентов медицинского вуз // Письма в Эмиссия. Офлайн: электронный научный журнал. 2019. No 8. C. 27–53. 

Фомина Т.Г. Субъективное благополучие младших школьников в различных жизненных сферах и осознанная саморегуляция: гендерный аспект // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. No 6. С. 271–275. 

Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. М.: «Прометей», 2012. 

Фоминова А.Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Концепт. 2012. No 8. С. 65–74. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rolkognitivnyh-i-povedencheskih-navykov-v-proyavlenii-zhiznestoykosti (дата обращения: 22.12.2021). 

Baumeister, R.F., Vonasch, A.J., & Sjåstad, H. (2020). The long reach of self-control. Surrounding Self-Control. Oxford University Press. doi: 10.1093/oso/9780197500941.003.0002 

Maddi, S.R. (2007). Hardiness: The courage to grow from stresses. The Journal of Positive Psychology, 1 (3), 160–168. doi: 10.1080/17439760600619609. 

Maddi, S., & Kobasa, S. (1984). The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin. 

Maddi, S.R, Wadhwa, P., Haier, R.J. (1996). Relationship of hardiness to alcohol and drug use in adolescents. Journal of Drug Alcohol Abuse, 22 (2), 247–257. doi: 10.3109/00952999609001657. 

Maddi, S.R., Khoshaba, D.M., Harvey, R.H. (2011). The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life. Journal of Humanistic Psychology, 51 (3), 369–388. doi: 10.1177/0022167810388941. 

Mead, N.L., Baumeister, R.F. (2021). Do objects fuel thyself? The relationship between objects and self-regulation. Current Opinion in Psychology, 39, 16–19. doi: 10.1016/j.copsyc.2020.07.008. 

Schunk, D.H., DiBenedetto, M.K. (2021) Chapter Four. Self-efficacy and human motivation. Advances in Motivation Science, 8, 153–179. doi: 10.1016/bs.adms.2020.10.001 

Tsen, M.K., Gu, M., Tan, C.M., Goh, S.K. (2021). Effect of flexible work arrangements on turnover intention: Does job independence matter? International Journal of Sociology, 51 (6), 451–472. doi: 10.1080/00207659.2021.1925409 

Winne, P.H. (2021). Open learner models working in symbiosis with self-regulating learners: A research agenda. International Journal of Artificial Intelligence in Education, 31 (3), 446–459. doi: 10.1007/s40593-020-00212-4 

Zimmerman, B.J., Kitsantas, A. (2014). Comparing students’ self-discipline and self-regulation measures and their prediction of academic achievement. Contemporary Educational Psychology, 39 (2), 145–155. doi: 10.1016/j.cedpsych.2014.03.004


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-2-67-92

Поступила: 04.06.2022

Принята к публикации: 24.06.2022

Дата публикации в журнале: 11.08.2022

Ключевые слова: субъект труда; жизнестойкость; осознанная саморегуляция; стадии профессионального становления; техническая сфера деятельности; социально-гуманитарная сфера деятельности

Доступно в on-line версии с: 11.08.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022