Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Современность культурно-исторической психологии

Современность культурно-исторической психологии

Аннотация

Актуальность задана необходимостью определения основных тем и формулирования новых задач современного этапа развития культурно-исторической психологии. 

Цель. Обобщение клинических наблюдений, экспериментальных материалов и теоретических полаганий автора за последние 30 лет работы в тематике психологии развития; попытка выделить ключевые искомые и реконструировать поле возможностей культурно-исторической психологии, понимаемой как психология развития. 

Результаты. В статье дано обобщение экспериментальных исследований и клинических наблюдений устройства ситуации опосредствования и акта опосредствования. Доказано, что опосредствование явлено. Оно выступает как событие совокупного посреднического действия. Посредническое действие уместно в ситуации обнаружения и преодоления дотоле неявной границы активности. 

Выводы. Выявлено, что посредническое действие завершается трояко: его результат — достижение потребного; продукт — открытие значения знака как знака пространства возможностей действия; эффект — порождение субъектности действующих. Посредническое действие — единица развития.


Литература

Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия / Под ред. Эльконина Б.Д., Архипова Б.А., Островерха О.С., Свиридовой О.И. М.: Авторский Клуб, 2015. 

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. 

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 

Бугрименко Е.А. Знак и позиция в экспериментально-генетическом методе // Вопросы психологии. 2004. No 1. С. 80–91. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982а. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982b. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983а. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1983b. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983c. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. 

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 

Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 1999. 

Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Университет; Высшая школа, 2002. Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 

Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+; Реабилитация, 2017. 

Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. Психология мышления. М.: Наука, 1965. 

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. 

Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. Зинченко В.П. Мысль и Слово Густава Шпета. М.: Изд-во УРАО, 2000. 

Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. No 7. С. 109–125. 

Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 

Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001. 

Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы. М.: Смысл, 2003. 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс; Культура, 1992. 

Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-Традиция; Фонд Мераба Мамардашвили, 2010. 

Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001. 

Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. No 1. С. 133–147. 

Островерх О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы. В сборнике Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997. 

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 

Свиридова О.И. Педагогические средства развития способности к исследованию у младшего школьника (на примерах уроков математики) // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003. 

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. No 6. С. 14–22. 

Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 

Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2005. 

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. Чудинова Е.В. Учебная проба как проект и реальность учебной деятельности подростков // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, No 2. С. 24–30. 

Эльконин Б.Д. О способе опосредствования решения задач «на соображение» // Вопросы психологии. 1981. No 1. С. 110–118. 

Эльконин Б.Д. Посредническое Действие в периодизации детства. Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2021. 

Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, No 3. С. 93–112. 

Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 1. С. 116–122. 

Эльконин Б.Д. Событие действия // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, No 1. С. 11–19. 

Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 4. С. 28–39. 

Эльконин Б.Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций. М.: Авторский Клуб, 2022. 

Эльконин Б.Д., Островерх О.С., Свиридова О.И. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты. М.: Авторский Клуб, 2015. 

Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989а. 

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989b. 

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-118-132

Поступила: 28.06.2022

Принята к публикации: 12.07.2022

Дата публикации в журнале: 13.10.2022

Ключевые слова: культурно-историческая психология; психология развития; совокупное посредническое действие; событие; развитие; связь времен; ситуация опосредствования; смысловое поле; обратимость знаковой операции

Доступно в on-line версии с: 13.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022