Современность культурно-исторической психологии
Аннотация
Актуальность задана необходимостью определения основных тем и формулирования новых задач современного этапа развития культурно-исторической психологии.
Цель. Обобщение клинических наблюдений, экспериментальных материалов и теоретических полаганий автора за последние 30 лет работы в тематике психологии развития; попытка выделить ключевые искомые и реконструировать поле возможностей культурно-исторической психологии, понимаемой как психология развития.
Результаты. В статье дано обобщение экспериментальных исследований и клинических наблюдений устройства ситуации опосредствования и акта опосредствования. Доказано, что опосредствование явлено. Оно выступает как событие совокупного посреднического действия. Посредническое действие уместно в ситуации обнаружения и преодоления дотоле неявной границы активности.
Выводы. Выявлено, что посредническое действие завершается трояко: его результат — достижение потребного; продукт — открытие значения знака как знака пространства возможностей действия; эффект — порождение субъектности действующих. Посредническое действие — единица развития.
Литература
Архипов Б.А., Эльконин Б.Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия / Под ред. Эльконина Б.Д., Архипова Б.А., Островерха О.С., Свиридовой О.И. М.: Авторский Клуб, 2015.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
Бугрименко Е.А. Знак и позиция в экспериментально-генетическом методе // Вопросы психологии. 2004. No 1. С. 80–91.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982а.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982b.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983а.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1983b.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983c.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 1999.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Университет; Высшая школа, 2002. Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+; Реабилитация, 2017.
Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. Психология мышления. М.: Наука, 1965.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986.
Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. Зинченко В.П. Мысль и Слово Густава Шпета. М.: Изд-во УРАО, 2000.
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. No 7. С. 109–125.
Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: ранние работы. М.: Смысл, 2003.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс; Культура, 1992.
Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. М.: Прогресс-Традиция; Фонд Мераба Мамардашвили, 2010.
Михайлов Ф.Т. Избранное. М.: Индрик, 2001.
Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. No 1. С. 133–147.
Островерх О.С. Об условиях становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы. В сборнике Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
Свиридова О.И. Педагогические средства развития способности к исследованию у младшего школьника (на примерах уроков математики) // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. No 6. С. 14–22.
Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.
Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2005.
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. Чудинова Е.В. Учебная проба как проект и реальность учебной деятельности подростков // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, No 2. С. 24–30.
Эльконин Б.Д. О способе опосредствования решения задач «на соображение» // Вопросы психологии. 1981. No 1. С. 110–118.
Эльконин Б.Д. Посредническое Действие в периодизации детства. Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2021.
Эльконин Б.Д. Посредническое Действие и Развитие // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, No 3. С. 93–112.
Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 1. С. 116–122.
Эльконин Б.Д. Событие действия // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, No 1. С. 11–19.
Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 4. С. 28–39.
Эльконин Б.Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций. М.: Авторский Клуб, 2022.
Эльконин Б.Д., Островерх О.С., Свиридова О.И. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты. М.: Авторский Клуб, 2015.
Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989а.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989b.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.
DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-118-132
Поступила: 28.06.2022
Принята к публикации: 12.07.2022
Дата публикации в журнале: 13.10.2022
Ключевые слова: культурно-историческая психология; психология развития; совокупное посредническое действие; событие; развитие; связь времен; ситуация опосредствования; смысловое поле; обратимость знаковой операции
Доступно в on-line версии с: 13.10.2022
-
Для цитирования статьи: