Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности
Аннотация
Актуальность. Устойчивость, стабильность и прогрессивное развитие страны в значительной степени определяются состоянием образования, его опережающим потенциалом и способностью своевременно отвечать на вызовы времени, учитывать риски и решать насущные, наиболее острые проблемы. Из всего комплекса проблем российского образования можно выделить центральную, определяющую все остальные, — отсутствие стратегии инновационного педагогического образования.
Цель. Провести многоплановый анализ факторов, детерминирующих внешние и внутренние предпосылки личностно-профессионального развития учителя в условиях обновленного педагогического образования.
Результаты. В статье дан психологический анализ возможной позитивной динамики, стратегий личностного и профессионального развития педагога, основанных на преемственности культурных традиций и инновационных научных технологий, разрабатываемых в Психологическом институте РАО. Показано, что накопленный теоретический и эмпирический материал, направленный на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в школе и вузе, должен быть переосмыслен и учтен на современном этапе развития общества. Разработан новый методологический — системный личностно-развивающий — подход, созданы концепция и технология личностно-профессионального развития учителя, проведены серии исследований. Представленное в статье исследование направлено на решение актуальной проблемы научно-эмпирического обоснования психологических концептов развития педагога, обеспечивающего психологическое благополучие учащихся в кризисный период. Сравнительный анализ двух этапов эмпирического исследования (до кризиса и в период кризиса) показал, что примерно четверть из всех обследованных учителей составляют специалисты с высоким уровнем личностно-профессионального развития, и именно они способны создать психологически благоприятную образовательную среду. Число учителей с низким уровнем личностно-профессионального развития значительно увеличилось во время кризиса, что сказалось на повышении тревожности, неуверенности, страхов у их учеников.
Выводы. Установлено, что именно учитель является основным субъектом обеспечения психологически благоприятной образовательной среды для учащихся с учетом фундаментальных изменений и кризисов в обществе: социокультурных, философских, экономических, политических и др. Получена доказательная база создания новой практики психологической подготовки будущих педагогов, преобразованная на целевом, содержательном (личностном, межличностном, профессиональном), технологическом, организационном и стратегическом уровнях.
Литература
Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы. М.: МГОУ, 2013.
Бодалев А.А. Психология общения. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
Дубровина И.В. Методика преподавания психологии в высшей школе: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2021.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.
Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2018.
Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 3. С. 90–100.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С., Иванова С.Н. и др Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
Орлов А.Б. Личность и сущность: Внешнее и внутреннее «Я» человека // Вопросы психологии. 1995. No 2. С. 5–19.
Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022.
Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов / Под ред. Л.М. Митиной, Г.В. Митина, О.А. Анисимовой. М.: Юрайт, 2020.
Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Вопросы психологии. 1957. No 3. С. 30–38.
Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. No 3. С. 170–177.
Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2022.
Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.
Чудновский В.Э. Смысл жизни: акме и профессиональное становление педагога. М.; Обнинск: Социальные науки, 2008.
Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. 1981. No 5. С. 13–21.
DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-143-161
Поступила: 27.06.2022
Принята к публикации: 07.07.2022
Дата публикации в журнале: 13.10.2022
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога; системный личностный-развивающий подход; концепция и технология профессионального развития личности; модели профессионализации; новая практика подготовки педагогов; научные традиции; инновационные технологии
Доступно в on-line версии с: 13.10.2022
-
Для цитирования статьи: