Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций
Аннотация
Актуальность. В связи со 110-летием Психологического института РАО важно проанализировать путь научного развития лаборатории психологии подростка.
Цель. Показать, как в деятельности лаборатории сочетаются традиции Института Экспериментальной психологии, заложенные Г.И. Челпановым, с концепциями О.В. Лишина, А.Г. Асмолова и М.Г. Ярошевского, которые стояли у истоков лаборатории, и с вызовами современной психологии.
Результаты. Показано, что традиция исследования мышления, восприятия, личности в парадигме развития идет от школы Г.И. Челпанова, также как и сочетание теоретических работ с экспериментом и данными самонаблюдения. Изучение роли взрослого, мотивации и установок в становлении личности молодых людей опирается на работы О.В. Лишина и А.Г. Асмолова, а разработка методологии историко-генетического подхода тесно связана с концепцией исторической психологии науки М.Г. Ярошевского, его понятиями когнитивного стиля и оппонентного круга. При модификации методологии и инструментария изучения социализации и идентификации современной молодежи использовались также идеи Г.Г. Шпета и Н.И. Жинкина. Это дало возможность разработать идею культурной детерминации и гармонизации двух процессов — социализации и идентификации. Раскрыты особенности социализации и идентификации в транзитивном обществе, показана их специфика в поликультурном и монокультурном пространствах. Проанализированы сложности социализации в ситуации неопределенности и феноменология, возникающая при гармонизации двух процессов — социализации и индивидуализации. Раскрыты новые тенденции развития подростков и молодежи в цифровом обществе, основания классификации информационного пространства и выделения информационных полей. Особое внимание обращено на закономерности информационной социализации, причины популярности социальных сетей и потокового видео, а также на связи образа мира с контентом личной страницы в социальных сетях. Показаны тенденции личностного и когнитивного развития молодежи, связанные с появлением виртуального и дополненного пространств.
Выводы. Для плодотворного развития научной деятельности лаборатории важны сочетание традиций и современных подходов, синтез различных научных школ, проведение фундаментальных и прикладных исследований.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл; Академия, 2007.
Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. No 1. С. 130–150. doi: 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000.
Концепции социализации индивидуализации в современной психологии: Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
Кравков С.В. Самонаблюдение. М.: Госиздат, 1922.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Ин-т практ. психологии, 1997.
Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, No 3. С. 77–96. doi: 10.17759/cpp.2019270306
Марцинковская Т.Д. Новая методология исследования транзитивности жизненного пространства изменяющейся личности // Новые психологические исследования. 2021. No 2. С. 31–45. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_02
Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.
Марцинковская Т.Д. Социализация в мультикультурном пространстве. М.: МПГУ, 2016.
Хорошилов Д.А. Онтологическая, социальная и психологическая прекарность: пути взаимодействия в транзитивном обществе // Новые психологические исследования. 2021. No 2. С. 64–83. doi: 10.51217/npsyresearch_2021_01_02_04
Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. Москва; Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1999.
Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М.: Наука, 2007. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб.: Наука, 1994.
DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-187-197
Поступила: 15.07.2022
Принята к публикации: 19.07.2022
Дата публикации в журнале: 13.10.2022
Ключевые слова: традиции; инновации; историко-генетический подход; социализация; идентификация; цифровое общество
Доступно в on-line версии с: 13.10.2022
-
Для цитирования статьи: