Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Исследования в помогающих профессиях: продолжение традиций

Исследования в помогающих профессиях: продолжение традиций

Аннотация

Актуальность работы задается необходимостью разработки новых подходов и методов в психологическом консультировании и психотерапии. 

Цель. В статье освещаются результаты исследований, проводимых в настоящее время сотрудниками лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО. Объектами изучения являются такие аспекты помогающих практик, как (1) профессиональные компетенции психологов-консультантов, (2) специфика психологии общения в логопсихотерапии и (3) экзистенциальное Я подростков в артлоготерапии. 

Результаты. В рамках первого направления подчеркивается, что существует множество моделей профессиональных компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов, которыми пользуются разные профессиональные сообщества и школы психотерапии. Опора на такие модели сильно упрощает оценку развития компетенций как у студентов в процессе обучения, так и у практикующих специалистов по мере наращивания опыта работы. Представлены результаты разработки авторской теоретической модели компетенций психологов-консультантов. 

Второе направление акцентирует внимание на том, что одна из важнейших компетенций, которой должен обладать специалист в области помогающих профессий, чтобы быть эффективным в общении, — это способность вызывать доверие к своей работе. Представлено исследование отношения к психотерапевтическому воздействию в системе семейной групповой логопсихотерапии. Выделены два типа установок: на коммуникацию лишь как на передачу информации и на доверие методике и руководителю. Также выявлена типология отношения к воздействию на личность со стороны значимого Другого (в данном случае логопсихотерапевта). 

В рамках третьего направления обсуждаются результаты исследования экзистенциального Я личности клиента, проходящего артлоготерапию. Показано, что артлогометодика «Драгоценность» (автор Т.А. Попова) способствует осмыслению клиентом ценности собственной жизни и может применяться с младшего подросткового возраста. 

Выводы. Использование в помогающих практиках интегративных методик, объединяющих несколько подходов, является перспективным направлением в психологическом консультировании.


Литература

Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1996. 

Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 

Выдающиеся ученые Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес / Ред.-сост. Н.Л. Карпова. М.: ПИ РАО, РШБА, 2021. 

Кричевец А.Н., Сульдина М.В. Вопросы доверия в психотерапии, направленной на внешнее индуцирование продуктивного состояния (на примере работы группы логопсихотерапии) // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3, No 3. С. 210–220. 

Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. 

Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 1992. 

Нуриева А.Ш., Попова Т.А. Развитие смысложизненных ориентаций младших подростков методами артлоготерапии. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М.: Психологический институт РАО, 2019. 

Попова Т.А. Я-экзистенциальное в Я-концепции подростка. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. М.: Психологический институт РАО, 2010. 

Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. 

Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-центр, 2015. 

Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. 

Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 

Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 

Donalek, J.G. (2004). Demystifying nursing research: Phenomenology as a qualitative research method. Urologic Nursing, 24, 516–517. 

Lauer, Q. (1965). Phenomenology: Its genesis and prospect. New York: Harper & Row. 

Farber, E.W. (2010). Humanistic–existential psychotherapy competencies and the supervisory process. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 47 (1), 28–34. 

Kaslow, N.J. (2004). Competencies in Professional Psychology. American Psychologist, 59 (8), 774–781. 

Lambie, G.W., Mullen, P.R., Swank, J.M., & Blount, A. (2018). The counseling competencies scale: Validation and refinement. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 51 (1), 1–15. 

Newman, C.F. (2010). Competency in conducting cognitive-behavioral therapy: Foundational, functional, and supervisory aspects. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 47 (1), 12–19. 

Plakun, E., Sudak, D., & Goldberg, D. (2009). The Y Model: An Integrated, Evidence-Based Approach to Teaching Psychotherapy Competencies. Journal of psychiatric practice, 15, 5–11. 

Ridley, C., Mollen, D., & Kelly, S. (2011). Beyond Microskills Toward a Model of Counseling Competence. The Counseling Psychologist, 39, 825–864. 

Rodolfa, E., Bent, R., Eisman, E., Nelson, P., Rehm, L., & Ritchie, P. (2005). A Cube Model for Competency Development: Implications for Psychology Educators and Regulators. Professional Psychology: Research and Practice, 36 (4), 347–354. 

Sperry, L. (2009). Highly Effective Therapy: Developing Essential Clinical Competencies in Counseling and Psychotherapy. New York: Routledge. 

Swank, J.M., Lambie, G.W., & Witta, E.L. (2012). An Exploratory Investigation of the Counseling Competencies Scale: A Measure of Counseling Skills, Dispositions, and Behaviors. Counselor Education and Supervision, 51 (3), 189–206.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-211-224

Поступила: 23.05.2022

Принята к публикации: 28.06.2022

Дата публикации в журнале: 13.10.2022

Ключевые слова: консультативная психология; психотерапия; модель компетенций; семейная логопсихотерапия; доверие; артлоготерапия; экзистенциальное Я

Доступно в on-line версии с: 13.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022