Исследования в помогающих профессиях: продолжение традиций
Аннотация
Актуальность работы задается необходимостью разработки новых подходов и методов в психологическом консультировании и психотерапии.
Цель. В статье освещаются результаты исследований, проводимых в настоящее время сотрудниками лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО. Объектами изучения являются такие аспекты помогающих практик, как (1) профессиональные компетенции психологов-консультантов, (2) специфика психологии общения в логопсихотерапии и (3) экзистенциальное Я подростков в артлоготерапии.
Результаты. В рамках первого направления подчеркивается, что существует множество моделей профессиональных компетенций психологов-консультантов и психотерапевтов, которыми пользуются разные профессиональные сообщества и школы психотерапии. Опора на такие модели сильно упрощает оценку развития компетенций как у студентов в процессе обучения, так и у практикующих специалистов по мере наращивания опыта работы. Представлены результаты разработки авторской теоретической модели компетенций психологов-консультантов.
Второе направление акцентирует внимание на том, что одна из важнейших компетенций, которой должен обладать специалист в области помогающих профессий, чтобы быть эффективным в общении, — это способность вызывать доверие к своей работе. Представлено исследование отношения к психотерапевтическому воздействию в системе семейной групповой логопсихотерапии. Выделены два типа установок: на коммуникацию лишь как на передачу информации и на доверие методике и руководителю. Также выявлена типология отношения к воздействию на личность со стороны значимого Другого (в данном случае логопсихотерапевта).
В рамках третьего направления обсуждаются результаты исследования экзистенциального Я личности клиента, проходящего артлоготерапию. Показано, что артлогометодика «Драгоценность» (автор Т.А. Попова) способствует осмыслению клиентом ценности собственной жизни и может применяться с младшего подросткового возраста.
Выводы. Использование в помогающих практиках интегративных методик, объединяющих несколько подходов, является перспективным направлением в психологическом консультировании.
Литература
Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1996.
Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2019.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Выдающиеся ученые Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес / Ред.-сост. Н.Л. Карпова. М.: ПИ РАО, РШБА, 2021.
Кричевец А.Н., Сульдина М.В. Вопросы доверия в психотерапии, направленной на внешнее индуцирование продуктивного состояния (на примере работы группы логопсихотерапии) // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3, No 3. С. 210–220.
Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006.
Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва, 1992.
Нуриева А.Ш., Попова Т.А. Развитие смысложизненных ориентаций младших подростков методами артлоготерапии. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. М.: Психологический институт РАО, 2019.
Попова Т.А. Я-экзистенциальное в Я-концепции подростка. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XV симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. М.: Психологический институт РАО, 2010.
Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография / Под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016.
Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-центр, 2015.
Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. М.: Смысл, 2021.
Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011.
Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006.
Donalek, J.G. (2004). Demystifying nursing research: Phenomenology as a qualitative research method. Urologic Nursing, 24, 516–517.
Lauer, Q. (1965). Phenomenology: Its genesis and prospect. New York: Harper & Row.
Farber, E.W. (2010). Humanistic–existential psychotherapy competencies and the supervisory process. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 47 (1), 28–34.
Kaslow, N.J. (2004). Competencies in Professional Psychology. American Psychologist, 59 (8), 774–781.
Lambie, G.W., Mullen, P.R., Swank, J.M., & Blount, A. (2018). The counseling competencies scale: Validation and refinement. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 51 (1), 1–15.
Newman, C.F. (2010). Competency in conducting cognitive-behavioral therapy: Foundational, functional, and supervisory aspects. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 47 (1), 12–19.
Plakun, E., Sudak, D., & Goldberg, D. (2009). The Y Model: An Integrated, Evidence-Based Approach to Teaching Psychotherapy Competencies. Journal of psychiatric practice, 15, 5–11.
Ridley, C., Mollen, D., & Kelly, S. (2011). Beyond Microskills Toward a Model of Counseling Competence. The Counseling Psychologist, 39, 825–864.
Rodolfa, E., Bent, R., Eisman, E., Nelson, P., Rehm, L., & Ritchie, P. (2005). A Cube Model for Competency Development: Implications for Psychology Educators and Regulators. Professional Psychology: Research and Practice, 36 (4), 347–354.
Sperry, L. (2009). Highly Effective Therapy: Developing Essential Clinical Competencies in Counseling and Psychotherapy. New York: Routledge.
Swank, J.M., Lambie, G.W., & Witta, E.L. (2012). An Exploratory Investigation of the Counseling Competencies Scale: A Measure of Counseling Skills, Dispositions, and Behaviors. Counselor Education and Supervision, 51 (3), 189–206.
DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-211-224
Поступила: 23.05.2022
Принята к публикации: 28.06.2022
Дата публикации в журнале: 13.10.2022
Ключевые слова: консультативная психология; психотерапия; модель компетенций; семейная логопсихотерапия; доверие; артлоготерапия; экзистенциальное Я
Доступно в on-line версии с: 13.10.2022
-
Для цитирования статьи: