Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Возможности развития психолого-педагогической компетентности родителей подростков в условиях образовательной организации

Возможности развития психолого-педагогической компетентности родителей подростков в условиях образовательной организации

Аннотация

Актуальность. Среди многих проблем, представляющих научный и практический интерес в психологической науке, отдельное место занимает проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Особенно велика ее роль в кризисные периоды онтогенеза психических процессов и свойств личности детей и подростков. В научной литературе немало исследований, посвященных теме развития и формирования родительских компетенций, но вопрос мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами, на наш взгляд, изучен недостаточно. 

Цель. Определить причины низкой мотивации родителей подростков к взаимодействию со школьной психологической службой и возможности образовательного учреждения в повышении уровня психолого-педагогической компетентности. 

Методы. Теоретический анализ, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования. 

Выборка. В исследовании приняли участие 100 человек, из них 50 — школьные психологи со стажем работы свыше 3 лет, работающие в образовательных учреждениях Центрального округа г. Москвы, и 50 родителей подростков 14–15 лет, обучающихся в средних образовательных школах России (Москва, Белгород, Климовск). 

Результаты. По результатам анкетирования педагогов-психологов установлен факт снижения количества обращений родителей подростков в психологическую службу. По результатам анкетирования родителей подростков выявлена готовность родителей к взаимодействию со специалистами психологической службы при соблюдении особых условий. Разработан методический комплекс, направленный на повышение мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами психологической службы с целью развития родительских компетентностей. 

Выводы. Исследование выявило проблему снижения у родителей подростков мотивации к консультированию у школьного психолога. Анализ результатов позволяет предположить, что причины такого снижения связаны с особенностями протекания подросткового периода и неготовностью родителей к трансформации детско-родительских отношений. Результаты опроса родителей выявили проблему создания условий для эффективного оказания консультативных услуг школьным психологом на базе образовательных учреждений. Созданный методический комплекс позволяет исследовать проблемы и возможности образовательной организации в плане повышения родительской компетентности и предлагает средства их вовлечения во взаимодействие со специалистами школьной психологической службы. Результаты исследования дают основания предполагать, что профилактическая работа с родителями на более ранних этапах обучения их детей в школе будет эффективна в повышении мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами.


Литература

Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. No 2 (74). С. 77–84. 

Арнаутова Е.П. Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3–5 лет. М.: Русское слово — учебник, 2016. 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 

Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей. // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, No 1. С. 80–96. 

Володько Н.В., Суворова И.Г. Развитие психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников как показателя их субъектной позиции в системе деятельности центра детского развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. No 3. С. 73–82. 

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Academia, 2018. 

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 

Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен. Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. «МЦНО», 2017. 

Меркуль И.А. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов: дисс. ... канд. псих. наук. Москва, 2012. 

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 

Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14, No 1. С. 14–18. 

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013.


Скачать в формате PDF

DOI: https: //doi.org/10.24412/TEP-23-9

Поступила: 09.11.2022

Принята к публикации: 22.11.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность; родительство; кризисы детского развития; подростковый возраст; школьный психолог; мотивация

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2023