Представления учащихся раннего юношеского возраста о современных мужчинах и женщинах
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения процессов гендерной социализации в раннем юношеском возрасте в условиях современной социокультурной ситуации, характеризующейся размыванием традиционных гендерных стереотипов и трансформацией базовых представлений о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Цель работы состоит в изучении представлений российских юношей и девушек о современных мужчинах и женщинах.
Методы. Сбор данных проводился с использованием метода свободных описаний, контент-анализ осуществлялся с применением описательной статистики, t-критерия Стьюдента, коэффициента ранговой корреляции r Спирмена, критерия достоверности разности долей. Сравнительно-исторический анализ проводился с использованием данных, полученных в 80-е гг. ХХ века.
Выборка состояла из 353 старшеклассников и студентов колледжей в возрасте 16–19 лет (161 юноша и 192 девушки).
Результаты. Первоначальная гипотеза о сосуществовании в представлениях сегодняшних молодых людей как традиционной, так и современной гендерной модели подтвердилась только в отношении представлений о современной женщине. При ее описании и юноши, и девушки опираются как на традиционные стереотипы женственности, так и на современные представления (андрогинность, эгалитарность). Современный мужчина и юношами, и девушками по-прежнему рассматривается и оценивается сквозь призму стереотипов традиционной маскулинности. Представления девушек о современных мужчинах и женщинах менее ригидны и не столь стереотипны, как у юношей. Они в большей степени отражают происходящую в современном обществе трансформацию жестких гендерных стереотипов. Представления современных юношей и девушек о мужчинах и женщинах во многом сходны с аналогичными представлениями их сверстников советской эпохи. Различия связаны с меньшим вниманием к семейным ролям и большим интересом к внешности, самовыражению, успешности, психологическому здоровью.
Выводы. Несмотря на происходящую в современном обществе трансформацию гендерных стереотипов, российские юноши и девушки в своих представлениях о мужчинах и женщинах по-прежнему опираются преимущественно на традиционные представления о мужественности/женственности.
Литература
Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Т.17, № 1. С. 84–92. https://doi.org/10.17759/chp.2021170112
Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013.
Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91–100.
Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. С. 105‒112.
Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т.24, № 4. С. 51–61.
Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010.
Калачикова О.Н., Груздева М.А. Гендерные стереотипы в современной семье: женщины и мужчины // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 64–76. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.1.6
Карабанова О.А., Захарова Е.И., Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 24–37. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-4-24-37
Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформации // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78–91. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.3.7
Клецина И.С., Иоффе Е.В. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 72–90. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.3.6
Ключко О.И., Чекалина А.А, Иоффе Е.В., Ерофеева М.А., Сухарева Н.Ф., Самосадова Е.В. Гендерные трансформации в представлениях российской студенческой молодежи // Женщина в российском обществе 2020. № 1. С. 55–69. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.1.5
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.
Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т.14, № 1. С. 51‒65.
Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 37‒59. https://doi.org/10.11621/vsp.2018.03.37
Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 25–39. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102
Орех Е.А. Феномен лукизма и возможности его социологического анализа // Социологический журнал. 2016. Т. 22, № 3. С. 67–81. https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.3.4585
Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Kурносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 27‒36. https://doi.org/10.17759/pse.2019240503
Селиванова З.К. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 51–56.
Сергоманов П.А., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 40–53.
Сериков Г.В. Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде // Психолог. 2018. № 6. С. 21–31. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2018.6.27934
Силласте Г.Г. Социальные транзиции и формирование нового гендерного порядка // Женщина в российском обществе. 2019. № 2. С. 3‒16. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.2.1
Степанова Л.Г. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Stepanova.phtml (дата обращения: 27.02.2023)
Тихомандрицкая О.А., Мельникова О.Т. Исследование проблемы кризиса маскулинности в гендерной картине мира современной молодежи методом фокус-группы // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 187‒196. https://doi.org/10.17759/sps.2018090318
Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7–34.
Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления / Под общ. ред. С.В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017.
Чернова Ж.В. Незавершенная гендерная революция // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 222–242. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.10.
Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 84‒90.
Billari F., Esping-Andersen G. (2015). Re-theorizing family demographic change // Population and Development Review, 41 (1), 1‒31.
Esping-Andersen, G. (2009). Th e Incomplete Revolution: Adapting to Women’s New Roles. Cambridge: Polity Press.
Hochschild A.R. (2003). Th e Second Shift . New York: Penguin Books.
DOI: https: //doi.org/10.11621/TEP-23-13
Поступила: 30.03.2023
Принята к публикации: 07.04.2023
Дата публикации в журнале: 15.06.2023
Ключевые слова: ранний юношеский возраст; гендерные стереотипы; маскулинность; фемининность; андрогинность; современный мужчина; современная женщина
Доступно в on-line версии с: 15.06.2023
-
Для цитирования статьи: