Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Культура безопасности молодежи: феноменология, методы оценки, типология

Культура безопасности молодежи: феноменология, методы оценки, типология

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования культуры безопасности (КБ) молодежи в различных сферах жизнедеятельности обусловлена существенным изменением структуры рисков с развитием интернета и цифровых технологий.

Цель. Целью эмпирического исследования являлось определение личностной и субъектной обусловленности КБ молодежи на фоне гендерной специфики, а также выделение типов КБ молодежи на основе отношения к различным видам безопасности.

Методы. Использовались стандартизированные методики TIPI-RU, Brief-Cope, RFQ, СЖО, методика оценки способов самоутверждения, а также разработанная авторами методика оценки КБ и ее компонентов (общественной, личной, финансовой безопасности и безопасности данных). Анализ данных производился с помощью многомерных статистических методов (дисперсионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ), использовались t-критерий Стьюдента и F-критерий Фишера.

Выборка. В исследовании приняли участие 1469 студентов вузов (545 юношей, 924 девушки, средний возраст 20,34 года).

Результаты. Результаты исследования указывают на определенные гендерные различия в культуре безопасности молодежи. У девушек значимо выше индикатор личной безопасности, тогда как юноши доминируют по всем остальным компонентам и интегральному показателю КБ. Выявленные 4 типа КБ различаются по личностным характеристикам, осмысленности жизни, предпочитаемым копинг-стратегиям, фокусу регуляции и способам самоутверждения.

Выводы. Показано, что культура безопасности молодежи в большей степени является следствием осмысления (а также обучения), чем личностно обусловленным феноменом. Обоснована целесообразность индивидуально-ориентированного применения проактивного подхода к формированию КБ у студентов вуза.


Литература

Абрамова В.Н. Организационная психология, организационная культура и культура безопасности в атомной энергетике. Часть I. Психология и методы оценки организационной культуры и культуры безопасности на атомных станциях. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009.

Гершкович В.А., Морошкина, Н.В., Кулиева А.К., Наследов А.Д. Адаптация опросника Е.Т. Хиггинса по диагностике фокуса регуляции на русскоязычной выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 16 (2). С. 318–340.

Дятлов А.С. Чернобыль. Как это было? М.: Научтехлитиздат, 2003.

Журавлев А.Л., Юревич А.В., Тарабрина Н.В., Кольцова В.А. (2012). Проблемы психологической безопасности. М.: ИП РАН, 2012.

Карпан Н.В. Чернобыль. Месть мирного атома. Днепропетровск: ИКК «Баланс - Клуб», 2006.

Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. 2011. № 4 (2). С. 115–124.

Кириллова Е.Б. Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 1 (37). С. 76–81.

Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019.

Леонова Е.В. Становление субъектности в нормативных возрастных и образовательных кризисах: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Москва, 2016.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.

Моросанова В.И. Ресурсная роль саморегуляции в профессиональной подготовке и самовоспитании студентов. В сборнике Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». М.: Российская академия образования, 2022.

Осин Е.Н., Кошелева, Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: Новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2010. № 66 (6), С. 150–163.

Основные принципы безопасности атомных электростанций. Доклад Международной консультативной группы по ядерной безопасности. Серия изданий по безопасности, №75-INSAG-3. Вена: МАГАТЭ, 1989.

Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-49.

Толмачёва Л.В. Педагогическое проектирование культуры безопасности жизнедея- тельности в техническом вузе: монография. Таганрог: ЭльДирект — ИП Шкуркин Д.В. (ДиректСайнс). 2022.

Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): Оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. № 9 (3), С. 138–154.

Сидорина Н.А., Кузнецова А.С., Хавыло А.В. Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178), С. 432–436.

Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его научные дефиниции. Разработка понятий в современной психологии Т. 2. М.: ИП РАН, 2019a.

Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций // Психологический журнал. 2019b. № 40 (1), С. 28–37.

Харламенкова Н.Е., Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Ворона О.А., Казымова Н.Н., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Психологическая безопасность личности: Имплицитная и эксплицитная концепции (Труды Института психологии РАН). М.: ИП РАН, 2017.

Цейко В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 65–70.

Beck, U. (1999). World Risk Society (1st ed.). Cambridge: Polity.

Carver, C.S. (1997). You want to measure coping but your protocol’ too long: Consider the brief cope. International Journal of Behavioral Medicine, 4, 92–100.

Douglas, M., Wildavsky, A. (1983). Risk and culture: An essay on the selection of technological and environmental dangers. Berkeley: University of California Press.

Foucault, M. (1978). The History of Sexuality: The Will to Knowledge: Volume I: An Introduction. New York: Pantheon Books.

Giddens, A. (1991). Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford: Stanford University Press.

Lupton, D. (2006). Sociology and risk, in: beyond the risk society: Critical reflections on risk and human security. In G. Mythen, S. Walklate (Eds.). Berkshire: McGraw-Hill Education. Open University Press.

Wanke, M., Piejko-Płonka, M., Deutschmann, M. (2020). Risk behavior of youth — social definition of risk. Zeszyty Pracy Socjalnej, 25 (4), 269–282.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-23-23

Поступила: 25.05.2023

Принята к публикации: 02.08.2023

Дата публикации в журнале: 29.09.2023

Ключевые слова: культура безопасности; молодежь; риски; субъектность; копинг-стратегии; фокус регуляции; студенты вуза

Доступно в on-line версии с: 29.09.2023

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2023