Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Взаимосвязь юмора и ресурсности мышления как основа автокреационных процессов

Взаимосвязь юмора и ресурсности мышления как основа автокреационных процессов

Аннотация

Актуальность. Значимость изучения ресурсного мышления обусловлена его важной ролью в организации и успешном осуществлении различных видов деятельности. Исследование взаимосвязи юмора и ресурсности мышления способствует определению способов поиска ресурсов для более эффективного разрешения субъектом затруднений, возникающих в процессе его жизнедеятельности.

Цель. Исследование взаимосвязи стиля юмора и ресурсности мышления.

Выборка. Выборка исследования (N = 150) включала студентов-психологов старших курсов (50 человек), старшеклассников профильных классов (социально-гуманитарный, гуманитарный и др.) (50 человек), работающих людей в возрасте 30–45 лет (50 человек).

Методы. «Опросник стилей юмора Мартина» и «Методика диагностики ресурсности мышления» (для профессий социономического типа) И.В. Серафимович, Е.А. Медведевой, Н.В. Суриной. Для обработки количественных данных использовались коэффициент корреляции Пирсона, параметрический t-критерий Стьюдента.

Результаты. Исследование показало, что у студентов и взрослых преобладает самоподдерживающий стиль юмора, который у школьников проявляется минимально. Установлены значимые различия по показателям самоуничижительного юмора: у студентов они значимо выше, чем у взрослых. Обнаружены возрастные особенности в развитии ресурсности мышления: у взрослых ее общий уровень, а также показатель мотивационно-целевого компонента значимо выше, чем у школьников. Показано, что самоподдерживающий стиль юмора положительно коррелирует, а самоуничижительный стиль юмора отрицательно коррелирует практически со всеми компонентами ресурсности мышления. Установлено, что самоподдерживающий стиль юмора и общий уровень ресурсности мышления положительно взаимосвязаны между собой, агрессивный и самоуничижительный стили юмора связаны с общей ресурсностью мышления отрицательно.

Выводы. Впервые показана взаимосвязь юмора и ресурсности мышления как основа автокреационных процессов, т.е. процессов самообразования новых состояний. Существует значимая взаимосвязь между преобладающим стилем юмора и уровнем ресурсности мышления. Высокому уровню ресурсности мышления соответствует самоподдерживающий стиль юмора, низкому уровню ресурсности мышления — самоуничижительный стиль юмора.

Литература

Ахмеров, Р.А. (2015). Особенности субъективной картины жизненного пути человека в периоды подведения итогов разных этапов жизненного пути. Психология зрелости и старения, (2), 5–23.

Иванова, Е.М., Митина, О.В., Зайцева, А.С., Стефаненко, Е.А., Ениколопов, С.Н. (2013). Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина. Теоретическая и экспериментальная психология, 6(2), 71–85.

Кашапов, М.М. (2019). Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 29(2), 137–147.

Кашапов, М.М. (2021). О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа). Человеческий фактор: Социальный психолог, 41(1), 395–413.

Кашапов, М.М. (2023а). Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 51(5), 137–145. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-137-145

Кашапов, М.М. (2023б). Связь педагогического мышления с личностными характеристиками учителя. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки, 114(3), 141–154.

Кашапов, М.М. (2023в). Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога. Мир психологии, 113(2), 21–29. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_21

Кашапов, М.М., Кашапов, А.С. (2020). Формирование профессионального творческого мышления. Учебное пособие. Серия 76. Высшее образование. (2-е изд., пер. и доп.) Москва: Юрайт.

Кашапов, М.М., Филатова, Ю.С., Кашапов, А.С. (2018). Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте. Ярославль: Индиго.

Митина, Л.М. (2019). Система «наука-образование-профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе XXI века. Сборник статей «Наука — образование — профессия: системный личностноразвивающий подход». Под ред. Л.М. Митиной. Москва: Перо.

Митина, Л.М., Митин, Г.В. (2023). Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов. Актуальные проблемы психологического знания, 62(1), 122–143.

Митина, Л.М., Осадчева, И.И., Митин, Г.В. (2023). Учитель будущего: новые научные подходы, матрицы компетенций, ресурсы развития. Вестник практической психологии образования, 20(4), 43–56.

Серёжникова, Р.К. (2013). Акмесинергетическая обусловленность саморазвития субъектов образовательного процесса. Вестник Иссык-Кульского университета, (35),179–185.

Холодная, М.А. (2022). Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления. Психологический журнал, 43(4), 15–26. https://doi.org/10.31857/S020595920021475-8

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-20

Поступила: 19.02.2024

Принята к публикации: 30.03.2024

Дата публикации в журнале: 12.05.2024

Ключевые слова: юмор; ресурсность; мышление; процессы; эмоции; состояния

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024