Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Ресурсно-прогностическая детерминация личностно- профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения

Ресурсно-прогностическая детерминация личностно- профессионального развития педагога: научное обоснование и технологические решения

Аннотация

Актуальность. Современная ситуация развития общества отличается появлением новых внешних стимулов как вызовов, с одной стороны, порождающих противоречия и барьеры в системе образования, а с другой — расширяющих горизонты, перспективы, ресурсы и метаресурсы развития личности субъектов образования и, прежде всего, педагога, от которого в значительной степени зависит будущее детей и молодежи страны.

Цель. Теоретическое обоснование, эмпирическая верификация и технологическая актуализация психологических ресурсов детерминации личностно-профессионального развития педагога.

Выборка. Студенты вузов (n = 663), преподаватели вузов (n = 100), учащиеся старших классов (n = 125), учителя школ (n = 90).

Методы. Исследование состояло из четырех этапов, для каждого из которых была разработана специальная методическая программа.

Результаты. Выявлена специфика содержательного наполнения психологических ресурсов личностно-профессионального развития педагогов: рефлексивное проектирование, конструктивное совладание, эмоционально-ценностное вовлечение. Показано, что комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных ресурсно-прогностических конструктов — метаресурсов — выступает главным фактором (предиктором), детерминирующим высокий уровень личностно-профессионального развития педагога. Разработана структурно-содержательная модель ресурсной детерминации личностно-профессионального развития субъектов образования на целевом, содержательном (личностном, межличностном), технологическом, организационном и стратегическом уровнях психологической подготовки будущих педагогов.

Выводы. Концепция ресурсно-прогностической детерминации развития педагога, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагает эффективное использование педагогом всей совокупности своих ресурсов (метаресурсов) в индивидуально неповторимой ситуации. Технология актуализации психологических ресурсов детерминации личностно-профессионального развития педагогов (будущих педагогов) доказала свою эффективность в экспериментах, что позволяет рекомендовать данную технологию к внедрению в образовательный процесс школы, колледжа, вуза.

Литература

Асеев, В.Г. (1976). Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Просвещение.

Василевская, Е.А. (2020). Рефлексия как механизм развития личности. В сборнике Человек — картина мира: этнический аспект: монография. Под ред. В.В. Рябова, Г.Е. Козловской, О.А. Корниловой. Самара: ООО «Порто-принт».

Востокова, Ю.И. (2023). Технология актуализации рефлексивного проектирования как ресурса личностно — профессионального развития педагога-психолога. Мир психологии, 2(113), 85–94.

Ерохина, Е.В. (2011). Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта: дисс. канд. психол. наук. Краснодар.

Зеер, Э.Ф., Третьякова, В.С. (Ред.). (2021). Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: коллективная монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет.

Карпов, А.В. (2020). Метакогнитивные детерминанты структурной организации я-концепции. Мир психологии, 1(101), 195–212.

Кашапов, М.М. (2023). Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога. Мир психологии, 2(113), 21–29. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_21

Лазарев, В.С., Носова, Л.Н. (2020). Исследование умения ставить практические проблемы. Психологическая наука и образование, 25(5), 71–82. https://doi.org/10.17759/pse.2020250506

Ломов, Б.Ф. (1989). Системный подход и проблемы детерминизма в психологии, Психологический журнал, 10(4), 19–33.

Митин, Г.В., Митина, Л.М., Востокова, Ю.И. (2023). Профессиональные деформации педагогов и девиации учащихся в период глобального кризиса: психологическая диагностика, профилактика, коррекция. Психология и право, 13(2), 183–205. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130214

Митина, Л.М. (2018). Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.

Митина, Л.М. (2022а). Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности. Теоретическая и Экспериментальная Психология, 15(3), 143–161. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-143-161

Митина, Л.М. (Ред.). (2022б). Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы. Москва: Психологический институт Российской академии образования, Издательский дом «Бахрах».

Митина, Л.М. (2023а). Метаресурсы личностно-профессионального развития педагога: механизмы, характеристики, состояния. Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: сборник материалов IV Всероссийской конференции с международным участием. Под. ред. А.О. Прохорова, Б.С. Алишева, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова, Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 421–427.

Митина, Л.М. (2023б). Учитель будущего: ресурсно-прогностическая детерминация личностно-профессионального развития. Мир психологии, 2(113), 9–21. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_9

Митина, Л.М., Востокова, Ю.И. (2023). Актуализация рефлексивного ресурса личностно-профессионального развития студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Проблемы современного образования, (6), 64–79. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-64-79

Митина, Л.М., Митин, Г.В. (2023). Структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов. Актуальные проблемы психологического знания, (1), 122–143. https://doi.org/10.51944/20738544_2023_1_122

Митина, Л.М., Щелина, С.О. (2021). Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов. Москва: Психологический институт Российской академии образования.

Почтарева, Е.Ю. (2017). Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 4(32), 563–575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575

Рогозян, А.Б. (2012). Психологические ресурсы индивидуального стиля преодоления стресса: на примере личности медицинского работника: автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар.

Самсоненко, Л.С. (2020). Содержательные особенности развития прогностических способностей у студентов-психологов. Научный результат. Педагогика и психология образования, 6(2), 94–107. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-9

Семенов, И.Н., Гришин, И.С. (2021). Философско-психологические аспекты рефлексивно педагогического развития человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования. Мир психологии, 1–2(105), 20–33.

Толочек, В.А. (2022). Условия социальной среды, ресурсы и социальная успешность субъектов: открытые вопросы. Психологический журнал, 43(4), 36–47. https://doi.org/10.31857/S020595920021478-1

Шустова, И.Ю., Жимаева, Е.М. (2022). Формирование детско-взрослой общности как условие воспитания особого ребенка в инклюзивном классе. Мир образования — образование в мире, 2(86), 112–118.

Greenglass, E.R. (2002). Proactive coping. Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges. In: E. Frydenberg (Eds.). (pp.37-62). London: Oxford Univ, Press.

Hobfoll, S. (2011). Conservation of resource caravans and engaged settings. Journal of Occupational and Organizational Psychology, (84), 116–122.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-09

Поступила: 15.01.2024

Принята к публикации: 06.03.2024

Дата публикации в журнале: 27.04.2024

Ключевые слова: ресурсно-прогностическая детерминация; личностно-профессиональное развитие; концепция; технология; психологические ресурсы; конструктивное совладание; рефлексивное проектирование; эмоционально-ценностное вовлечение; модели профессионализации; педагог; учащиеся

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024