Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Переживание разочарования молодежью 17–25 лет

Переживание разочарования молодежью 17–25 лет

Аннотация

Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью представлений о разочаровании, его причинах и способах преодоления в юношеском возрасте.

Цель исследования — изучить представления о разочаровании у молодежи 17–25 лет.

Выборка. В исследовании приняли участие 285 человек (180 девушек и 105 юношей) в возрасте 17–25 лет.

Методы. Использовался контент-анализ мини-сочинений на тему: «Мое представление о разочаровании», содержавших ответы на следующие вопросы: «Что такое разочарование?», «Какие чувства вы переживали при разочаровании?», «Мое самое большое разочарование в жизни».

Результаты. Было проанализировано понимание разочарования среди молодежи, выделены его виды, описана специфика переживания разочарования в выделенных возрастных группах. Все испытуемые понимают разочарование как проявление негативных эмоций в ответ на ожидаемый результат. Выделены три вида разочарований: в себе, в других, в деятельности. При описании чувств, связанных с разочарованием, в группе 17–20 лет преобладали негативные эмоции; в группе 21–25 лет, помимо негативных, присутствовали и позитивные чувства как основания для пересмотра планов и их реализации.

Выводы. У студентов 17–25 лет, испытывающих разочарование, возникают негативные эмоции, подкрепляющие их негативные представления о себе и разрушающие убеждения в верности своих чувств по отношению к себе и другим. Только небольшое количество студентов видит в ситуации разочарования воз- можность положительных изменений, что затрудняет коррекцию поведения и отношения к другому в процессе преодоления разочарования. Полученные результаты позволяют ввести понятие «разочарование», которое затрагивает сферу межличностных отношений, в социальную психологию. Предложенные практические рекомендации могут быть использованы педагогами и психологами в работе с людьми разных возрастов, направленной на преодоление разочарований.

Литература

Баранов, А.Н., Добровольский, Д.О. (Ред.). (2007). Словарь-тезаурус современной русской идиоматики. Москва: Мир энциклопедий Аванта+.

Василюк, Ф.Е. (1984). Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Выготский, Л.С. (1960). Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

Ганзен, В.А., Юрченко, В.Н. (1981). Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека. Психические состояния. Санкт-Петербург: Изд-во Ленингр. ун-та.

Гоулман, Д. (2022). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. 12-е изд., переработанное и дополненное. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Дикая, Л.Г. (Ред.). (1994). Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Куликов, Л.В. (2002). Проблема описания психических состояний. Психические состояния. Санкт-Петербург: Питер.

Леонова, А.Б. (1984). Психодиагностика функциональных состояний человека. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Левитов, Н.Д. (1955). Проблема психических состояний. Вопросы психологии, (2), 16–26.

Левитов, Н.Д. (1964). О психических состояниях человека. Москва: Изд-во «Просвещение».

Мышкин, И.Ю., Лебедев, А.Н., Майоров, В.В. (1988). Психофизиологические методы изучения состояний. Учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ.

Олиференко, Л.Я., Чепурных, Е.Е., Шульга, Т.И., Быков, А.В. (2001). Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. Москва: Полиграф-сервис.

Прохоров, А.О. (2013). Смысловая регуляция психических состояний. Москва: Институт психологии РАН, Когито-Центр.

Прохоров, А.О., Карташева, М.И., Юсупов, М.Г. (2023). Взаимосвязь системы «Я» и регуляторных качеств студентов в различных ситуациях учебной деятельности. Экспериментальная психология, 16(3), 139–150. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160309

Прадин, М. (2004). Чувства как регуляторы. Психология эмоций: хрестоматия. Под ред. В. Вилюнас. Санкт-Петербург: Питер.

Пряжникова, Е.Ю. (2006). Кризисы разочарования: в развитии профессионального самосознания психологов. Вестник практической психологии образования, 3(1), 49–55. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29008 (дата обращения: 05.09.2023)

Рейковский, Я. (1979). Экспериментальная психология эмоций. Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса. Под ред. О.В. Овчинниковой. Москва: Прогресс.

Рубинштейн, С.Л. (2020). Основы общей психологии (изд. 2-е, 1946 г.). Санкт-Петербург: Питер.

Сосновикова, Ю.Е. (1975). Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Упражнения и вопросы. Горький: Изд-во Горьк. пед. ин-та.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-10

Поступила: 12.01.2024

Принята к публикации: 03.03.2024

Дата публикации в журнале: 06.05.2024

Ключевые слова: негативные эмоции; чувства; разочарование; фрустрация; межличностные отношения

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024