Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психологическая характеристика наставничества как условия преемственности личностно-профессионального развития будущего педагога

Психологическая характеристика наставничества как условия преемственности личностно-профессионального развития будущего педагога

Аннотация

Актуальность. В статье приводятся результаты исследования особенностей личностно-профессионального развития будущих педагогов во взаимодействии с наставниками — молодыми преподавателями.

Цель работы — изучить динамику личностно-профессионального развития студентов, участвовавших в экспериментальной программе наставничества в вузе.

Выборка. В исследовании приняли участие 300 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет (245 девушек, 55 юношей), студенты педагогических специальностей.

Методы. В исследовании использованы опросники «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н. Сильченкова), «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» (С.А. Пакулина), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса — Даймонда (в адаптации А.К. Осницкого), методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Для обработки количественных данных использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты. Дана характеристика наставничества как условия и технологии обеспечения преемственности личностно-профессионального развития будущих педагогов. Результаты эмпирического исследования позволили описать динамику профессиональной (педагогической) направленности студентов, оценить уровень развития их гибких навыков, выявить мотивацию достижения успеха. В результате участия в разработанной Программе наставничества у студентов изменились мотивы выбора педагогической деятельности (увеличилось количество внутренних мотивов), возросли показатели гибких навыков (коммуникативных и организационных способностей, стрессоустойчивости, социально-психологической адаптации), качественно изменились представления о собственном успехе (оценки основных характеристик успеха стали более интериоризированными).

Выводы. Реализация Программы наставничества, разработанной с учетом особенностей студентов, мотивов и интересов молодых преподавателей, позволяет последовательно и целенаправленно актуализировать субъектную позицию будущих педагогов, обеспечивая преемственность их личностно-профессионального развития в вузе.

Литература

Архипова, С.В. (2009). Преемственность в образовании: социологический анализ: автореферат дисс. канд. социол. наук. Екатеринбург.

Афанасьева, Т.П., Новикова, Г.П., Тюнников, Ю.С. (2020). Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы: Монография. Ярославль; Москва: Канцлер.

Бывшева, М.В. (2014). Отражение линии преемственности образования в программах подготовки будущих педагогов. Педагогическое образование в России, (3), 5–9.

Гладкая, И.В. (2012). Молодые учителя о своей готовности к профессиональной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (148), 104–118.

Грачева, Л.Ю., Баграмян, Э.Р., Цыганкова, М.Н., Дугарова, Т.Ц., Шевелева, Н.Н. (2020). Модели и практики профессионального развития учителей в зарубежных системах образования. Образование и наука, 22(6), 176–200.

Гроза, И.В. (2009). Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание. Современные наукоемкие технологии, (10), 63–54.нты структурной организации я-концепции. Мир психологии, 1(101), 195–212.

Заир-Бек, Е.С., Пискунова, Е.В. (2016). Анализ зарубежных практик адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности. Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 4(92), 92–99.

Концепция развития наставничества в Российской Федерации (одобрена Президиумом РАО 29.06.2023). URL: http://bipkro.ru:65000/wp-content/uploads/2023/09/Koncepciya-razvitiya-nastavnichestva-v-Rossijskoj-Federacii.pdf (дата обращения: 11.03.2024).

Куликова, А.А. (2018). Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях. Отечественная и зарубежная педагогика, 1(46), 81–93.

Лучкина, Т.В. (2009). Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, (6), 90–97.

Митина, Л.М., Митин, Г.В., Анисимова, О.А. (2023). Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. Москва: Издательство Юрайт.

Мудрик, А.В. (2000). Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия».

Осницкий, А.К. (2004). Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа, (1), 43–56.

Пакулина, С.А. (2008). Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (88), 23–32.

Федоров, А.А., Илалтдинова, Е.Ю., Фролова, С.В. (Ред.). (2018). Методические рекомендации по организации последипломного сопровождения выпускников. Нижний Новгород: Минский университет.

Покусаев, В.А. (2007). Структура личностных качеств молодых учителей с успешной профессиональной адаптацией в оценках педагогического коллектива. Вестник Омского университета. Серия «Психология», (1), 49–55.

Поташник, М.М. (2019). Почему учителя уходят из школы. Народное образование, (6), 93–101.

Райгородский, Д.Я. (Ред.). (2001). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М».

Райгородский, Д.Я. (2007). Психодиагностика персонала. Москва: Издательский дом «БАХРАХ-М».

Семиздралова, О.А. (2010). Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. Народное образование, (1), 130–135.

Сорокина, Л.В., Попова, О.А. (2012). Психологическое здоровье педагогов, факторы его определяющие. Вестник ТГУ, 17(2), 797–801.

Форманюк, Т.В. (2012). Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Вопросы психологии, (6), 57–64.

Чарина, Е.В. (2004). Отношения в системе «наставник-молодой специалист» в процессе профессионализации: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Черникова, Е.Г. (2008). Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей. Вестник Челябинского государственного университета, (10), 171–179.

Черданцева, Е.В. (2015). Организация работы с молодыми педагогами в муниципальной системе образования. В: Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление: Сб. II Межрег. науч.-практич. конф. (09 апреля, 2015 г.). Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ».

Щелина, Т.Т. (2023). Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов в условиях кадрового дефицита в системе общего образования России. Мир психологии, 2(113), 60–67.

Hanushek, E.A., Rivkin, S. (2006). Teacher quality. In: E.A. Hanushek, F. Welch (Eds.), Handbook of the economics of education (pp. 1051–1078). Amsterdam: North-Holland.

Rivkin, S., Hanushek, E, Kain, J. (2005). Teachers, schools and academic achievement. Econometrica, 73(2), 417–458.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-13

Поступила: 14.01.2024

Принята к публикации: 12.03.2024

Дата публикации в журнале: 03.05.2024

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; высшее образование; педагогическая профессия; педагогическая деятельность

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024