Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Артлоготерапия в образовательных практиках: становление профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка

Артлоготерапия в образовательных практиках: становление профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка

Аннотация

Актуальность. Вопросы самоопределения подростков в процессе их становления имеют особую значимость, поскольку их решение определяет успешность и конкурентоспособность во взрослом возрасте. В связи с этим разработка и реализация программ, направленных на исследование и формирование профессиональных и смысложизненных ориентаций, востребована специалистами в образовательной и психологической практике.

Цель. Оценка эффективности артлоготерапевтических методов в становлении профессиональной и смысложизненной ориентаций личности подростка.

Выборка. В исследовании приняли участие 50 респондентов (26 мальчиков и 24 девочки) в возрасте от 13 до 15 лет (Мвозраст = 14,04; SD = 0,84), обучающихся в общеобразовательных школах г. Красногорска Московской области.

Методы. Исследование включало диагностический и экспериментальный этапы. На диагностическом этапе применялись тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, Анкета профессионального самоопределения Г.В. Резапкиной, опросник «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой. В экспериментальной группе был проведен курс занятий по программе профориентационной и профессиональной направленности с применением артлоготерапевтических техник (8 занятий по 2 часа). Статистический анализ полученных результатов выполнялся с применением t-критерия Стьюдента.

Результаты. Реализация в рамках исследования программы «Творчество, профессия, смыслы», включающей в себя артлоготерапевтические техники, в экспериментальной группе привела к статистически значимому повышению уровня осмысленности жизни, возможности контролировать происходящее и принимать важные решения. Применение творческих техник помогло подросткам изменить представления об отдельных аспектах профессии, скорректировать свой первичный профессиональный выбор, а также повысить приоритет внутренней индивидуальной мотивации при выборе направления будущей трудовой деятельности.

Выводы. Артлоготерапия является эффективным методом, который может быть рекомендован для работы с подростками, направленной на формирование их профессиональной и смысложизненной ориентаций.

Литература

Баянова, Л.Ф., Хаматвалеева, Д.Г. (2022). Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития. Вестник Московского университета. Серия 14.Психология, (2), 51–72.

Выготский, Л.С. (1984). Педология подростка. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Москва: Педагогика.

Ковалева, И.С. (2020). Арт-техники как инструмент ранней профориентации. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория, 1(1), 80–86.

Копытин, А.И. (2015). Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. Москва: Когито-Центр.

Леонтьев, Д.А. (2019). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл.

Леонтьев, Д.А. (2000). Тест смысложизненных ориентации (СЖО): 2-е изд. Москва: Смысл.

Мелик-Пашаев, А.А. (2023). О пластической составляющей искусства. Национальный психологический журнал, 18(3), 46–54.

Молчанова, Е.А. (2021). Арт-терапия в поиске жизненных смыслов. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 31(4), 435–445.

Овчарова, Р.В. (1996). Справочная книга школьного психолога. Москва: Просвещение.

Подольская, И.А., Чувальская, А.В. (2020). Ресурсы арттерапии в гармонизации психического состояния обучающихся старших классов. Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки, 3(1), 26–34.

Резапкина, Г.В. (2007). Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. Москва: Генезис.

Роджерс, Н. (2015). Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Фомина, Н.Н. (2023). Изучение детского рисунка как явления художественной культуры. Национальный психологический журнал, 18(3), 156–165.

Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс.

Чудновский, В.Э. (2015). К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, (1), 66–72.

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-18

Поступила: 06.02.2024

Принята к публикации: 23.03.2024

Дата публикации в журнале: 10.05.2024

Ключевые слова: смысложизненные ориентации; профессиональные ориентации; артлоготерапия; образовательные практики; осмысленность; подростковый возраст

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2024