Понимание прошлого и контрфактическое возможностное мышление
Аннотация
Актуальность. В статье обосновано, что сегодня исследовательский акцент многих психологов смещается с понимания настоящего на анализ психологии понимания прошлого и будущего. Понимание прошлого анализируется как общегуманитарная и психологическая проблема. В качестве психологического механизма понимания прошлого рассматривается контрфактическое мышление.
Цель. Проанализировать понимание прошлого как функцию контрфактического возможностного мышления.
Результаты. Представлен анализ роли контрфактического мышления в понимании прошлого, которое не реально произошло, а могло включать альтернативные возможные события. Контрфактическое мышление исследовалось не как лапласовское непротиворечивое описание мира человека, а как сложное неоднозначное психическое образование. Показано, что контрфактическое мышление является инструментом познания не только психологов, но и историков, лингвистов, политологов и ученых других специальностей. Выделено пять функций контрфактического возможностного мышления, проявляющихся в поведении и деятельности: когнитивная, смыслообразующая, мотивационная, моральная, аффективно-регулятивная.
Выводы. В психологическом основании ретроспективного контрфактического мышления лежит обращение к прошлому, анализ возможных, но не свершившихся вариантов развития изучаемых событий и ситуаций. Характерная особенность контрфактов заключается в том, что контрфактические события — это не просто то, чего не было, а то, что действительно могло заменить произошедшее.
Литература
Арутюнова, К.Р., Александров, Ю.И. (2019). Мораль и субъективный опыт. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».
Аттали, Ж. (2014). Краткая история будущего. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Доманска, Э. (2011). Перформативный поворот в современном гуманитарном знании. В кн.: Способы постижения прошлого: Методология и теория исторической науки. Под ред. М.А. Кукарцева. (С. 226–235). Москва: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
Дружинин, А.С., Лаврова, Н.А. (2024). Почему прошлое ирреально и что ирреального в прошлом: когнитивный аспект типологической взаимосвязи категорий ирреалиса и прошедшего времени глагола. Вестник Томского государственного университета. Филология, (87), 23–54.
Зинченко, В.П., Мещеряков, Б.Г. (Ред.). (1997). Психологический словарь. Москва: Изд-во «Педагогика-Пресс».
Знаков, В.В. (2023a). Понимание прошлого и будущего. Вопросы психологии, 69(4), 3–15.
Знаков, В.В. (2023b). Психология возможного и возможностное мышление. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 5–22.
Карпенко, А.С. (2017). Контрфактуальное мышление. Логические исследования, 23(2), 98–122.
Кром, М.М. (2023). Загадка каузальности: что побуждает историков искать причины важных событий и что мешает им однозначно их установить? Новое прошлое, (4), 106–124.
Нехамкин, В.А. (2011). Контрфактические исторические исследования. Историческая психология и социология истории, 4(1), 102–120.
Плунгян, В.А. (2004). О контрфактических употреблениях плюсквамперфекта. В кн.: Исследования по теории грамматики: Ирреалис и ирреальность. Под ред. Ю.А. Ландер, В.А. Плунгян, А.Ю. Урманчиева. (С. 273–291). Москва: Изд-во «Гнозис».
Пушкин, А.С. (1950). О втором томе «Истории русского народа» Н.А. Полевого. Москва: Изд-во «Государственное издательство художественной литературы».
Рёзе, Н. (2012). Контрфактуальное мышление. В кн.: Горизонты когнитивной психологии: хрестоматия. Под ред. В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман. Москва: Изд-во «Языки славянских культур»; «Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)».
Экштут, С.А. (2001). «Несбывшееся — воплотить!» Опыт историософского осмысления сослагательного наклонения в истории. Россия и современный мир, (1), 134–156.
Albright, C.L. (2017). Harnessing Students’ Competitive Spirit: Using Reacting to the Past to Structure the Introductory Greek Culture Class. The Classical Journal, 112(3), 364–379.
Beck, S.R., Robinson, E.J., Carroll, D.J., Apperly, I.A. (2006). Children’s Thinking About Counterfactuals and Future Hypotheticals as Possibilities. Child Development, 77(2), 413–426.
Beghetto, R.A. (2023). A new horizon for possibility thinking: A conceptual case study of Human & AI collaboration. Possibility Studies & Society, 1(3), 324–341.
Byrne, R.M.J. (2017). Counterfactual thinking: From logic to morality. Current Directions in Psychological Science, 26(4), 314–322.
Epstude, K., Effron, D.A., Roese, N.J. (2022). Polarized imagination: partisanship influences the direction and consequences of counterfactual thinking. Philosophical Transactions of the Royal Society, 377(1866). https://doi.org/10.1098/rstb.2021.0342
Epstude, K., Roese, N.J. (2008). The functional theory of counterfactual thinking. Personality and Social Psychology Review, 12(2), 168–192.
Fitzgibbon, L., Murayama, K. (2022). Counterfactual curiosity: motivated thinking about what might have been. Philosophical Transactions of the Royal Society, 377(1866). https://doi.org/10.1098/rstb.2021.0340
Gautam, S., Owen Hall, R., Suddendorf, T., Redshaw, J. (2023). Counterfactual choices and moral judgments in children. Child Development, 94(5), 296–307.
Girotto, V., Ferrante, D., Pighin, S., Gonzalez, M. (2007). Postdecisional counterfactual thinking by actors and readers. Psychological Science, 18(6), 510–515.
Glăveanu, V.P. (2018). The Possible as a Field of Inquiry. Europe’s Journal of Psychology, 14(3), 519–530
DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-22
Поступила: 20.05.2024
Принята к публикации: 27.06.2024
Дата публикации в журнале: 11.08.2024
Ключевые слова: понимание прошлого; контрфактические рассуждения; функции контрфактического мышления; возможное; альтернативные события
Доступно в on-line версии с: 17.09.2024
-
Для цитирования статьи: