Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Связь стилей родительского воспитания с учебной мотивацией и эмоциональным состоянием подростков в условиях цифровизации

Связь стилей родительского воспитания с учебной мотивацией и эмоциональным состоянием подростков в условиях цифровизации

Аннотация

Актуальность. Эмоциональное состояние, продолжительность экранного времени и уровень учебной мотивации школьников часто являются предметом беспокойства многих родителей. В исследовании рассматривается связь учебной мотивации, эмоции гнева и стилей родительского воспитания с точки зрения подростков.

Цель. Выявление и описание характера связи различных аспектов родительского воспитания с мотивацией и эмоцией гнева у подростков в контексте глобальной цифровизации.

Выборка. В исследовании приняли участие 265 человек (54% — женского пола). Средний возраст респондентов составил 13,8 лет (M = 13,8, Me = 14, SD = 1,62).

Методы. Для исследования стилей родительского воспитания респонденты заполнили авторский опросник «Подростки о родителях». Мотивационно-эмоциональный компонент личности подростков исследовался с помощью опросника «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» Андреевой, Прихожан. Уровень цифровой вовлеченности подростков оценивался посредством показателя среднего времени пользования мобильным телефоном в сутки. Статистический анализ проводился с помощью метода общих линейных моделей (General Linear Models) в программе Jamovi 2.3.16.0.

Результаты. Составленная по результатам исследования общая линейная модель показала, что мотивация достижения у подростков имеет отрицательную связь с их средним «экранным временем». Уровень учебной мотивации подростков положительно связан с такими стилями родительского воспитания, как позитивный интерес и автономность. Выраженность эмоции гнева у подростков положительно связана с директивностью, враждебностью и непоследовательностью родителей. По результатам теста Уилкоксона, такие стили воспитания, как директивность, враждебность и автономность, более выражены у отцов, нежели у матерей.

Выводы. Наиболее благоприятным стилем воспитания для достижения высокой учебной мотивации и снижения уровня эмоции гнева у подростков является выраженный позитивный интерес со стороны родителей и предоставляемая ими автономность в сочетании с низким уровнем директивности, враждебности и непоследовательности. Мотивация достижения отрицательно связана с продолжительностью «экранного времени» у подростков.

Литература

Андреева, А.Д., Прихожан, А.М. (2006). Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. Психологическая диагностика, (1), 33–38.

Вартанова, И.И. (2004). Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений. Психологическая наука и образование, 9(3), 55–59.

Вассерман, Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. (1995). Психологическая методика “Подростки о родителях” и ее практическое применение: методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева».

Головей, Л.А. (2016). Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. Вестник Московского Университета, 14(4), 47–54. https://doi.org/10.11621/vsp.2016.04.47

Гордеева, Т.О. (2010). Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы. Психология обучения, (6), 17–32.

Даукша, Л.М. (2022). Связь мотивации достижения и восприятия родительского стиля воспитания у подростков. Социализация в глобальном мире: вызовы современности. Сб. II Междунар. науч.-практ. конф. (24–25 мая, 2022 г.). (С. 393–398). Калуга: Изд-во «Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского».

Егорова, У.Г. (2013). Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 15(2–4), 964–968.

Ерохина, Л.Ю. (2011). О готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности. Образование и наука, (3), 116–124.

Зимелева, З.А. (2001). Агрессивное поведение подростков и личность родителей. Психологическая наука и образование, 6(4), 22–27.

Лазарева, Т.А. (2009). Воспитательные позиции родителей и их оценка подростками. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, (94), 284–290.

Ласкин, А.А. (2018). Влияние семьи и семейного воспитания на подростковую агрессивность. Мировоззрение в XXI веке, 1(1), 35–40.

Ломко, А.А., Авдеева, Н.Н. (2019). Детско-родительское взаимодействие и зависимость от «гаджетов» у детей младшего школьного возраста. Сб. VII Всеросс. науч.-практич. конф. по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) (12–13 декабря, 2019 г.). Под ред. Т.А. Басиловой и др. (С. 298–301). Москва: Изд-во «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Лукьянец, Г.Н., Макарова, Л.В., Параничева, Т.М., Тюрина, Е.В., Шибалова, М.С. (2019). Влияние гаджетов на развитие детей. Новые исследования, 1(57), 25–35.

Новгородцева, А.П. (2006). Переживание подростками «чувства взрослости». Психологическая наука и образование, 11(2), 39–54.

Позднякова, Н.В., Титаренко, А.М., Азарова, Е.А. (2015). Особенности связи учебной мотивации с детско-родительскими отношениями у подростков. Инновационная наука, 12(3), 223–226.

Собкин, В.С., Калашникова, Е.А. (2011). От двойки до пятерки: грани школьной отметки. Национальный психологический журнал, (1), 28–35.

Солдатова, Г.В., Рассказова, Е.И. (2019). Толерантность, эмпатия и агрессия как факторы соблюдения правил интернет-общения российскими подростками, молодыми людьми и родителями. Психология в России: современное состояние, 12(2), 79–93.

Федосеева, И.А. (2021). Проблемы социального воспитания подрастающего поколения в условиях цифровизации. Педагогическое образование и наука, (2), 43–46.

Эльконин, Д.Б. (2004). К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 4(1), 68–77.

Якимова, П.И., Попова, Ю.И. (2021). Взаимосвязь детско-родительских отношений и развития мотивации в подростковом возрасте. Педагогика: история, перспективы, 4(4), 98–103. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2021-4-4-98-103

Якобсон, С.Г., Щур, В.Г. (1977). Психологические механизмы усвоения детьми этических норм. В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. (С. 59–108). Москва.

Twenge, J.M., Joiner, T.E., Rogers, M.L., Martin, G.N. (2018). Increases in depressive symptoms, suicide-related outcomes, and suicide rates among US adolescents after 2010 and links to increased new media screen time. Clinical Psychological Science, 6(1), 3–17. https://doi.org/10.1177/2167702617723376

Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.11621/TEP-24-26

Поступила: 05.03.2024

Принята к публикации: 26.06.2024

Дата публикации в журнале: 28.07.2024

Ключевые слова: стили воспитания; подростковый возраст; стили воспитания; подростковый возраст; экранное время; гнев; учебная мотивация; мотивация достижения

Доступно в on-line версии с: 17.09.2024

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2024