Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Школьная вовлеченность обучающихся с различным отношением к учению в основной школе

Школьная вовлеченность обучающихся с различным отношением к учению в основной школе

Аннотация

Актуальность. Период подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) признается педагогами как проблемный из-за снижения у школьников положительного отношения к учению и возникновения различных дефицитов познавательной активности. В связи с этим представляется актуальным изучение динамики показателей отношения к учению, школьной вовлеченности и безучастности у учеников 8-го и 9-го классов на материале лонгитюдного исследования. 

Цель. Исследовать отношение к учению и школьную вовлеченность учащихся в 8-м классе, а также изучить динамику ее показателей в 9-м классе; выявить регуляторные и мотивационные предикторы познавательной активности в 9-м классе. Гипотеза: учащиеся с разным уровнем отношения к учению в 8-м классе отличаются по уровню школьной вовлеченности и по ее динамике в 9-м классе, а также по регуляторным и мотивационным предикторам познавательной активности в 9-м классе. 

Описание хода исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе приняли участие 156 восьмиклассников 13–16 лет (M = 13,88; SD = 0,445). На втором этапе в 9-м классе участники (возраст: M = 14,66, SD = 0,525) прошли повторное обследование по идентичному пакету методик. Объем лонгитюдных данных составил 93 человека.

Методики. Методика «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (И.Н. Бондаренко И.Ю. Цыганов, В.И. Моросанова) — модификация «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» А.Д. Андреевой и А.М. Прихожан; «Многомерная шкала школьной вовлеченности» Т.Г. Фоминой и В.И. Моросановой — русскоязычная адаптированная версия методики “A Multidimensional School Engagement Scale” М.-Т. Вонг и коллег.

Результаты. Результаты показали, что среди восьмиклассников преобладают учащиеся со средним уровнем отношения к учению и сниженной познавательной активностью, а также с отрицательным отношением к учению. Гипотеза исследования полностью подтвердилась. Впервые, с применением метода регрессионного анализа, показано, что снижение показателей школьной безучастности в 8-м классе способно обеспечить рост познавательной активности в 9-м классе. У школьников со средним уровнем отношения к учению основными ресурсами познавательной активности в 9-м классе являются регуляторный процесс оценивания результата, самостоятельность в работе с учебным материалом, а также интроецированная мотивация (наличие чувства вины за свою неуспешность). У школьников с негативным отношением к обучению такими ресурсами в 9-м классе выступают регуляторно-личностные свойства ответственности и гибкости, а также способность обратиться за помощью к сверстникам и преподавателям.

Литература

Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 217–241. doi: 10.17323/1814-9545-2017-4-217-241

Андреева А.Д. Отношение к учению в разные периоды развития российского школьного образования // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 1. С. 84–92. doi: 10.17759/ chp.2021170112

Андреева А.Д. Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33–38.

Бичерова Е.Н. Исследование особенностей эмоционального отношения к учению старшеклассников с разным уровнем развития творческого мышления // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 2 (8). С. 54–61.

Бондаренко И.Н., Моросанова В.И., Цыганов И.Ю. Регуляторные и личностные предикторы познавательной активности учащихся. В сборнике Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Международной научно-практической конференции. 20–22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. Калуга: изд-во АКФ «Политоп», 2017.

Бондаренко И.Н., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Факторная структура опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы» // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III Международной научно-практической конференции 19–21 апреля 2018 г. Калуга, Россия. Калуга: ИП Якунин А.В., 2018.

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 2. C. 65–74. doi: 10.17759/pse.2017220206

Губарева Л.И., Коныжева Ю.Г. Возрастная динамика показателей мотивации достижения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы и ее биологические детерминанты // Вестник психофизиологии. 2019. № 4. С. 51–61.

Золотарева А.В., Серафимович И.В. Мотивация к учебной деятельности у современных подростков: результаты регионального исследования в школах, находящихся в сложных социальных условиях // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 58–68. doi: 10.17759/pse.2021260604

Кострикина И.С. Функциональная интеграция когнитивных и личностных структур как предпосылка эффективной профессионализации старшеклассников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5, № 4. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n4/65835.shtml (дата обращения: 18.03.2022).

Легостаева Е.О., Оконечникова Л.В., Денисова Д.С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 149–156. doi: 10.26170/po19-08-19

Леонова А.Б., Блинникова И.В., Капица М.С. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 69–90. doi: 10.11621/vsp.2019.01.69

Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 3. С. 5–17. doi: 10.17759/sps.2016070301

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. В сборнике Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии Результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Жу- равлёв, В.А. Кольцова. Москва: Институт психологии РАН, 2017.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 3–37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психо- логия. 2017. Т. 10, № 2. С. 27–37.

Муравьева П.А., Вакуленко К.Ю. Психологические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности в рамках общеобразовательной школы // Гуманитарные исследования в ХХI веке. 2018. № 3. С. 23–28.

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. №. 3. С. 194–213.

Conner, J.O., & Pope, D.C. (2013). Not just robo-students: Why full engagement matters and how schools can promote it. Journal of Youth and Adolescence, 42 (9), 1426–1442.

Fredricks, J.A., Blumenfeld, P.C., & Paris, A.H. (2004). School engagement: Potential of the concept, state of the evidence. Review of educational research, 74 (1), 59–109.

Fredricks, J., Reschly, A., & Christenson, S. (2019). Handbook of student engagement interventions: working with disengaged students. London, San Diego: Academic Press.

Patrick, H., Ryan, A.M., & Kaplan, A. (2007). Early adolescents’ perceptions of the classroom social environment, motivational beliefs, and engagement. Journal of educational psychology, 99 (1), 83.

Reschly, A.L., & Christenson, S.L. (2012). Jingle, jangle, and conceptual haziness: evolution and future directions of the engagement construct. Handbook of Research on Student Engagement. In S.L. Christenson et al. (Eds.), (pp. 3–21). MA, Boston: Springer. doi: 10.1007/978-1-4614-2018-7_37

Stefansson, K., Gestsdottir, S., Birgisdottir, F., & Lerner, R.M. (2018). School engagement and intentional self-regulation: a reciprocal relation in adolescence. Journal of Adolescence, 64, 23–33. doi: 10.1016/j.adolescence.2018.01.005

Velichkovsky, B.B., Bondarenko, I.N., & Morosanova, V.I. (2019). Th e relationship between executive functions and language competences in middle school children. Psychology in Russia: State of the art, 12 (1), 104–117.

Wang, M.-T., & Degol, J. (2014). Staying engaged: Knowledge and research needs in student engagement. Child development perspectives, 8 (3), 137–143. doi: 10.1111/cdep.12073

Wang, M.-T., Fredricks, J., Ye, F., Hofkens, T., & Linn, J.S. (2019). Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school: A Multidimensional School Engagement Scale. European Journal of Psychological Assessment, 35 (4), 592–606. doi: 10.1027/1015-5759/ a00043.

Wang, M.-T., & Holcombe, R. (2010). Adolescents’ perceptions of school environment, engagement, and academic achievement in middle school. American Educational Research Journal, 47 (3), 633–662.

Wigfield, A., Eccles, J.S., Fredricks, J.A., Simpkins, S., Roeser, R.W., & Schiefele, U. (2015). Development of achievement motivation and engagement. Handbook of child psychology and developmental science: Socioemotional processes. In M.E. Lamb, R.M. Lerner (Eds.), (pp. 657–700). John Wiley & Sons, Inc. doi: 10.1002/9781118963418.childpsy316

Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-1-79-100

Ключевые слова: школьная вовлеченность; школьная безучастность; отношение к учению; средние и старшие классы; лонгитюдное исследование

Доступно в on-line версии с: 21.06.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022