Бондаренко Ирина Николаевна
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции
-
Школьная вовлеченность обучающихся с различным отношением к учению в основной школеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.79-100подробнее1284
-
Актуальность. Период подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) признается педагогами как проблемный из-за снижения у школьников положительного отношения к учению и возникновения различных дефицитов познавательной активности. В связи с этим представляется актуальным изучение динамики показателей отношения к учению, школьной вовлеченности и безучастности у учеников 8-го и 9-го классов на материале лонгитюдного исследования.
Цель. Исследовать отношение к учению и школьную вовлеченность учащихся в 8-м классе, а также изучить динамику ее показателей в 9-м классе; выявить регуляторные и мотивационные предикторы познавательной активности в 9-м классе. Гипотеза: учащиеся с разным уровнем отношения к учению в 8-м классе отличаются по уровню школьной вовлеченности и по ее динамике в 9-м классе, а также по регуляторным и мотивационным предикторам познавательной активности в 9-м классе.
Описание хода исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе приняли участие 156 восьмиклассников 13–16 лет (M = 13,88; SD = 0,445). На втором этапе в 9-м классе участники (возраст: M = 14,66, SD = 0,525) прошли повторное обследование по идентичному пакету методик. Объем лонгитюдных данных составил 93 человека.
Методики. Методика «Отношение к учению в средних и старших классах школы» (И.Н. Бондаренко И.Ю. Цыганов, В.И. Моросанова) — модификация «Методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» А.Д. Андреевой и А.М. Прихожан; «Многомерная шкала школьной вовлеченности» Т.Г. Фоминой и В.И. Моросановой — русскоязычная адаптированная версия методики “A Multidimensional School Engagement Scale” М.-Т. Вонг и коллег.
Результаты. Результаты показали, что среди восьмиклассников преобладают учащиеся со средним уровнем отношения к учению и сниженной познавательной активностью, а также с отрицательным отношением к учению. Гипотеза исследования полностью подтвердилась. Впервые, с применением метода регрессионного анализа, показано, что снижение показателей школьной безучастности в 8-м классе способно обеспечить рост познавательной активности в 9-м классе. У школьников со средним уровнем отношения к учению основными ресурсами познавательной активности в 9-м классе являются регуляторный процесс оценивания результата, самостоятельность в работе с учебным материалом, а также интроецированная мотивация (наличие чувства вины за свою неуспешность). У школьников с негативным отношением к обучению такими ресурсами в 9-м классе выступают регуляторно-личностные свойства ответственности и гибкости, а также способность обратиться за помощью к сверстникам и преподавателям.
Ключевые слова: школьная вовлеченность; школьная безучастность; отношение к учению; средние и старшие классы; лонгитюдное исследование
-