Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выявле- ния вклада структур сознания в регуляцию психических состояний и в развитие регуляторных свойств субъекта. Теоретическим основанием работы выступила ав- торская модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования. Показать становление системы ментальной регуляции психических состояний студентов в ходе обучения в вузе (на лекции, семинаре и экзамене). Выборка. В исследовании приняли участие студенты-психологи 1-го и 4-го курсов бакалавриата Института психологии и образования Казанского федерально- го университета. Всего 151 человек: 88 студентов 1-го курса и 63 студента 4-го курса. Методы. Использованы различные методики диагностики ментальных харак- теристик и регуляторных способностей, а также авторские опросники и анкеты изучения психических состояний и операциональных средств саморегуляции. Для анализа данных применялся метод корреляционного анализа с последующим вы- числением индекса организованности структур.

Литература

Артищева Л.В. Личностные корреляты ментальной регуляции состояний студентов // Образование и саморазвитие. 2017. № 1 (50). С. 34–44.

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. № 4. C. 96–107.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003.

Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

Леонова А.Б. Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний работающего человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. СПб.: Нестор-История, 2020. С. 37–65.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010.

Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. С. 11–37.

Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Третьей Международной научной конференции / Под ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова, А.В. Чернова. Казань: Казанский федеральный университет, 2018. С. 361–364.

Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дисс. … д-ра психол. наук. Москва, 2001.

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.

Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984.

Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. № 1. С. 5–18.

Прохоров А.О., Чернов А.В. Методика диагностики рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам 9-й Международной зимней школы по психологии состояний / Под ред. Л.В. Артищевой. Казань: Казанский университет, 2015. С. 122–126.

Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г. Особенности саморегуляции состояний студентов с разным уровнем регуляторных способностей // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. № 2. С. 132–142.

Прохоров А.О., Чернов А.В., Юсупов М.Г., Решетникова И.С. Эффективность саморегуляции психических состояний студентов-старшекурсников на экзамене // Психология. Психофизиология. 2021. № 4. С. 51–61.

Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Методика измерения психического состояния в учебной деятельности студентов (краткий вариант) // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский университет, 2011. С. 277–278.

Рассказова Е.И. Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности // Экспериментальная психология. 2019. № 3. С. 148–163.

Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Институт психологии РАН, 2010.

Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: природа, функции, динамика // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 47–53.

Хайкин А.В. Разрешение внутренних конфликтов и процессуальные методы // Психосоматика и саморегуляция. 2016. № 1. [Электронный ресурс] // URL: http://journall.pro/ pdf/1468517101.pdf (дата обращения 09.04.2022).

Beer, N. & Moneta, G. (2012). Coping and perceived stress as a function of positive metacognitions and positive meta-emotions. Individual Differences Research, 10, 105–116.

Gottman, J.M., Katz, L.F., & Hooven, C. (1996). Parental meta-emotion philosophy and the emotional life of families: Theoretical models and preliminary data. Journal of Family Psychology, 10 (3), 243–268.

Mitmansgruber, H., Beck, T., Höfer, S. & Schüßler, G. (2009). When you don’t like what you feel: Experiential avoidance, mindfulness and meta-emotion in emotion regulation. Personality and Individual Differences, 46, 448–453.

Скачать в формате PDF

Ключевые слова: психическое состояние; ментальная регуляция; способ саморегуляции; рефлексия; учебная деятельность

Доступно в on-line версии с: 21.06.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022