Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Специфика оценки студентами художественного вуза своих профессиональных перспектив

Специфика оценки студентами художественного вуза своих профессиональных перспектив

Аннотация

Актуальность тематики статьи определяется очевидными трудностями, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве, а также недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения и профессиональных планов людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью. 

Цель исследования заключалась в изучении специфики представлений студентов художественного вуза о своих профессиональных перспективах с учетом особенностей здоровья и удовлетворенности своей жизнью. Предполагается, что определенность профессиональных планов студентов с ОВЗ и инвалидностью связана с их общим ощущением себя как успешных, благополучных, счастливых. Исследование проводилось на базе Российской государственной специализированной академии искусств со студентами всех факультетов (театральный, музыкальный, изобразительного искусства). 

Методики. Авторская анкета по изучению различных аспектов отношения к образованию, Шкала удовлетворенности жизнью Динера, Шкала субъективного счастья Любомирски.

Выборка. 165 студентов, из них 98 с сохранным здоровьем и 67 с ОВЗ и инвалидностью (нарушения слуха, зрения и пр.). 

Результаты. Выявлен более низкий уровень уверенности в успешном поиске работы по специальности среди студентов с ОВЗ и инвалидностью, ощущающих себя «несчастливыми». Показано, что студенты с ОВЗ и инвалидностью ориентированы на помощь людям с различными видами нарушений здоровья, а также проявляют выраженное стремление к выполнению общественно значимой деятельности. 

Заключение. Анализ показал, что высокий уровень удовлетворенности жизнью и субъективного счастья среди студентов с ОВЗ и инвалидностью связан и с более высоким уровнем притязаний при выборе работы. Вместе с тем выявлена ориентация студентов с ОВЗ и инвалидностью на социальный патернализм (льготы, хороший коллектив, близость к дому) при выборе работы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по профориентации и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью.

Литература

Жукова Т.Н., Новожилова И.С. Технологии социального сопровождения инвалидов трудоспособного возраста для интеграции их в трудовые отношения // Ученые записки СПбГИПСР. 2020. Вып. 2. Т. 34. С. 110–116.

Козырева П.М., Смирнов А.И. Динамика социального самочувствия инвалидов: тревоги и надежды // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 62–74.

Кремер К.И., Власов А.В., Куликов С.Д. Повышение образовательного уровня лиц с ограниченными возможностями как реакция на изменения на рынке труда. В сборнике Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 105–109.

Кукуев Е.А., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Академическая мобильность и инвалидность в высшем образовании: тематический и библиометрический анализ публикаций на портале elibrary.ru // Kant. 2019. № 3 (32). С. 57–66.

Михайлова Т.А. Формирование профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в условиях некоммерческих организаций // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5. С. 202–209.

Нацун Л.Н. Дискриминация инвалидов на рынке труда как проявление социальной эксклюзии // Вестник пермского университета Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С. 463–473.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. С. 17.

Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. С. 81–91.

Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997.

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Особенности отношений с преподавателями у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении высшего образования // Психолого-педагогические исследования. 2021a. Т. 13, № 2. С. 40–53.

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Отношения с родителями студентов с ОВЗ и инвалидностью как психологический ресурс при получении высшего образования в сфере искусства // Художественное образование и наука. 2021b. № 1 (26). С.184–196.

Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Психическое благополучие студентов при реализации инклюзивного высшего образования в сфере искусства: опыт структурного анализа // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 19–30.

Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. Т. XI–XII. Вып. XXI. М.: Центр социологии образования РАО, 2007.

Якупов А.Н., Благирева Е.Н., Володин А.А. Доступность для инвалидов и лиц с ОВЗ образовательных организаций отрасли культуры в Российской Федерации как фактор непрерывного многоуровневого образования // Художественное образование и наука. 2019. № 1. С. 138–146.

Sobkin, V.S. (1998). The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations. An Empirical Survey. Russian Education and Society, 40 (3), 5–95.

Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-1-122-137

Ключевые слова: профессиональные планы; профессиональные перспективы; высшее образование; студенты с ОВЗ; студенты с инвалидностью; инклюзивное образование; художественный вуз

Доступно в on-line версии с: 21.06.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022