Собкин Владимир Самуилович
доктор психологических наук
Руководитель Центра социокультурных проблем современного образования
-
Специфика оценки студентами художественного вуза своих профессиональных перспективТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.122-137подробнее972
-
Актуальность тематики статьи определяется очевидными трудностями, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве, а также недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения и профессиональных планов людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с инвалидностью.
Цель исследования заключалась в изучении специфики представлений студентов художественного вуза о своих профессиональных перспективах с учетом особенностей здоровья и удовлетворенности своей жизнью. Предполагается, что определенность профессиональных планов студентов с ОВЗ и инвалидностью связана с их общим ощущением себя как успешных, благополучных, счастливых. Исследование проводилось на базе Российской государственной специализированной академии искусств со студентами всех факультетов (театральный, музыкальный, изобразительного искусства).
Методики. Авторская анкета по изучению различных аспектов отношения к образованию, Шкала удовлетворенности жизнью Динера, Шкала субъективного счастья Любомирски.
Выборка. 165 студентов, из них 98 с сохранным здоровьем и 67 с ОВЗ и инвалидностью (нарушения слуха, зрения и пр.).
Результаты. Выявлен более низкий уровень уверенности в успешном поиске работы по специальности среди студентов с ОВЗ и инвалидностью, ощущающих себя «несчастливыми». Показано, что студенты с ОВЗ и инвалидностью ориентированы на помощь людям с различными видами нарушений здоровья, а также проявляют выраженное стремление к выполнению общественно значимой деятельности.
Заключение. Анализ показал, что высокий уровень удовлетворенности жизнью и субъективного счастья среди студентов с ОВЗ и инвалидностью связан и с более высоким уровнем притязаний при выборе работы. Вместе с тем выявлена ориентация студентов с ОВЗ и инвалидностью на социальный патернализм (льготы, хороший коллектив, близость к дому) при выборе работы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ по профориентации и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью.
Ключевые слова: профессиональные планы; профессиональные перспективы; высшее образование; студенты с ОВЗ; студенты с инвалидностью; инклюзивное образование; художественный вуз
-
-
Автограф Льва Выготского брату Давиду: опыт смысловой реконструкцииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.162-169подробнее819
-
Актуальность. Настоящая статья содержит анализ автографа Л.С. Выготского, оставленного 4 августа 1917 года в альбоме его двоюродного брата Д.И. Выгодского. Реконструкция смысла автографа не только проливает свет на понимание феномена искусства Л.С. Выготским в ранний (допсихологический) период творчества, но также позволяет предположить его мировоззренческую позицию в этот период.
Цель. Реконструировать понимание Л.С. Выготским феномена искусства в период между двух революций и сравнить это понимание с концепцией искусства, наброски которого даны в «Психологии искусства».
Методы. Элементы источниковедческого анализа, анализ литературы, посвященной указанным этапам жизни Л.С. Выготского, анализ архивных документов. Результаты. В своем автографе Л.С. Выготский противопоставляет два понимания феномена искусства: искусство как знаковая социальная деятельность, служащая для передачи чувств от человека к человеку (Л.Н. Толстой) и искусство как надындивидуальный духовный феномен, метафизическая деятельность человека, позволяющая оправдать мир (Ф. Ницше). На момент 4 августа 1917 года Л.С. Выготский соглашается с Ф. Ницше в связи с тем, что тема инструмента оправдания мира близка ему из-за личностного и профессионального кризиса. Позднее, в «Психологии искусства», Л.С. Выготский дает ему определение, которое ближе к социально-ориентированному определению Л.Н. Толстого, таким образом уходя от метафизики.
Выводы. Анализ автографа важен с точки зрения понимания мыслей и настроений Л.С. Выготского в период между двумя революциями 1917 года. Он также отражает нелинейность профессионального поиска Л.С. Выготского на протяжении жизни.
Ключевые слова: Л.С. Выготский; Л.Н. Толстой; Ф. Ницше; искусство; психология искусства; смысл; реконструкция
-
-
Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школыТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 2. c.50-71подробнее979
-
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения влияния жизненной позиции родителей на процесс социализации современных школьников.
Цель. Охарактеризовать особенности взаимосвязи компонентов жизненной позиции отцов и матерей, воспитывающих ребенка в полной и неполной семье, на разных этапах его обучения в школе.
Выборку исследования составили 302 177 родителей учащихся 1–11-х классов общеобразовательных школ из 85 регионов РФ. Рассматривались ответы 16 463 отцов и 285 714 матерей (из них 227 855 женщин, состоящих в браке, 57 859 — женщин, воспитывающих ребенка в неполной семье).
Методы. Родители учащихся начальной, основной и старшей школы отвечали на вопросы анкеты, касающиеся трех компонентов жизненной позиции: ценностных ориентаций, оценки успешности своих жизненных перспектив, оценки значимости для себя тех или иных социальных угроз. Полученные материалы анализировались с учетом влияния как социально-стратификационных факторов (полнота/неполнота семьи), так и возраста ребенка (класс обучения). Для выявления особенностей взаимосвязей компонентов жизненной позиции родителей использовался метод факторного анализа.
Результаты. Исследование показало, что наиболее значимыми жизненными ценностями для родителей являются здоровье, успешная профессиональная деятельность, достижение материального благополучия и счастливая семейная жизнь. При этом для отцов более значимой оказывается ценность профессиональной реализации, а для матерей — реализация в семейной жизни. С возрастом ребенка у родителей актуализируется ценность профессиональной реализации и снижается значимость семейной реализации и достижения материального благополучия, при этом растут негативные оценки своей будущей успешности. В результате факторного анализа полученных данных выявлены особенности жизненной позиции отцов и матерей, воспитывающих ребенка в полной и неполной семье: «принцип дополнительности» в полных семьях и деформация традиционной материнской позиции матерей, воспитывающих ребенка в неполной семье.
Выводы. Проведенное исследование показало значимость различных жизненных ценностей и социальных угроз среди родителей детей разного школьного возраста, что в целом фиксирует своеобразие социально-психологического контекста детско-родительских отношений в семье.
Ключевые слова: жизненная позиция; материнство; отцовство; ценностные ориентации; успешность; социальные угрозы; полная/неполная семья; детско-родительские отношения; социализация
-