Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза

Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза

Аннотация

Актуальность. Социокультурные угрозы, обусловленные возникновением социальных конфликтов, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженным состоянием неопределенности в понимании целей и направления развития общества, актуализируют задачу обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, включая формирование навыков безопасного информационного поведения и взаимодействия в цифровой среде, в том числе за счет формирования информационно-психологической устойчивости. 

Цель исследования состояла в разработке и верификации психолого-педагогической программы формирования информационно-психологической устойчивости студента вуза к социокультурным угрозам на основе развития нивелирующих личностных ресурсов.

Описание хода исследования. Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Российского государственного социального университета и Шуйского филиала Ивановского государственного университета в 2021/2022 учебном году. Методологическую основу составили культурно-исторический, субъектно-деятельностный и риск-ресурсный подходы. Программа включала четыре этапа: формирование мотивации и знаний, формирование информационного поведения, формирование критичности мышления, формирование просоциальной направленности (в рамках учебных дисциплин психологического профиля и внеаудиторной работы). Методы. В исследовании участвовали 103 студента (16% мужчины, 84% женщины; возраст от 17 до 20 лет). Использовались следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М.В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (О.В. Крупенко, О.В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (J. Haidt с соавт., в адаптации О.А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю.Л. Войнилов, Д.В. Мальцева, Л.В. Шубина), «Шкала виртуальной аутизации» (Э.Н. Гилемханова).

Результаты. Установлено статистически значимое положительное изменение показателей сформированности информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам (t-критерий Стьюдента, p < 0,001).

Заключение. В ходе исследования показано, что развитие нивелирующих личностных ресурсов, а через них — ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию устойчивой к социокультурным угрозам Я-концепции студента посредством приобретения субъектности и построения психологически безопасного информационного поведения.

Практическое применение результатов. Результаты применимы к деятельности психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью в системе психологического сопровождения, учебной и воспитательной работы в вузе.

Литература

Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 52–60.

Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 65–69.

Баранов Е.Г. Информационно-психологическая устойчивость личности: сущность и психологическое содержание // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 1. С. 58–64.

Богатова Е.Б. Устойчивость личности к информационному воздействию как центральное психологическое образование эпохи глобализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1154–1155.

Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-2 (115). С. 378–382.

Жожикашвили Н.А., Малых А.С., Девятерикова А.А. Психическая устойчивость // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. № 4. С. 49–65.

Захарова М.Я., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Социология знания безопасности в цифровом образовательном пространстве // Вестник университета. 2020. № 3. С. 15–159.

Знаков В.В. Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Институт психологии РАН, 2021.

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019.

Зыкина Е.И. Методика развития нравственной устойчивости у студентов — будущих юристов на занятиях по английскому языку // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2015. № 3 (67). С. 129–130.

Кислов В.Р. Модель формирования эмоционально-волевой устойчивости курсантов военных вузов // Пенитенциарная наука. 2020. № 2. С. 287–293.

Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Шмелева Е.А., Александрович М.О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 9. С. 142–168.

Кисляков П.А., Меерсон А.-Л.С., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2 (31). С. 11.

Князева Н.Н. Психологическая безопасность медиасреды с позиций феномена психологических границ // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 42–46.

Кононенко Т.В. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Майкоп, 2004.

Кордон Т.А. Формирование социальной устойчивости будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2009. № 6 (16). С. 189–192.

Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. 2005. № 40. С. 145–153.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Методологические подходы к исследованию информационно- психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 5. С. 54–61.

Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: дисс. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

Матюшенко С.В. Выработка у будущих сотрудников ОВД устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию // Вестник Международного института экономики и права. 2017. № 1 (26). С. 105–109.

Маякова А.В. Классификации социокультурных рисков // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2020. № 4 (23). С. 32–38.

Рыжов В.В., Телепова Н.Н. Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психологической устойчивости личности к аддикции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. С. 40.

Сажин A.B. Нравственная устойчивость личности и методы ее психологического исследования // Психология обучения. 2014. № 1. С. 138–148. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Тарасов А.Н., Катаев Д.В. Риски цифровизации образовательного пространства школы в условиях современной социокультурной трансформации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 6. С. 7–12.

Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-1-138-151

Ключевые слова: информационно-психологическая устойчивость; социокультурные угрозы; студенты

Доступно в on-line версии с: 21.06.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 1, 2022