Меерсон Айзек-Лейб Соломонович
Аспирант кафедры психологии и социальной педагогики
-
Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вузаТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 1. c.138-151подробнее1276
-
Актуальность. Социокультурные угрозы, обусловленные возникновением социальных конфликтов, амбивалентными представлениями о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженным состоянием неопределенности в понимании целей и направления развития общества, актуализируют задачу обеспечения информационно-психологической безопасности молодежи, включая формирование навыков безопасного информационного поведения и взаимодействия в цифровой среде, в том числе за счет формирования информационно-психологической устойчивости.
Цель исследования состояла в разработке и верификации психолого-педагогической программы формирования информационно-психологической устойчивости студента вуза к социокультурным угрозам на основе развития нивелирующих личностных ресурсов.
Описание хода исследования. Психолого-педагогический эксперимент проводился на базе Российского государственного социального университета и Шуйского филиала Ивановского государственного университета в 2021/2022 учебном году. Методологическую основу составили культурно-исторический, субъектно-деятельностный и риск-ресурсный подходы. Программа включала четыре этапа: формирование мотивации и знаний, формирование информационного поведения, формирование критичности мышления, формирование просоциальной направленности (в рамках учебных дисциплин психологического профиля и внеаудиторной работы). Методы. В исследовании участвовали 103 студента (16% мужчины, 84% женщины; возраст от 17 до 20 лет). Использовались следующие методики: «Шкала субъективного благополучия» (Perrudel-Badoux, Mendelsohn, Chiche, адаптация М.В. Соколовой), «Определение социокультурной идентичности» (О.В. Крупенко, О.В. Фролова), «Опросник моральных оснований» (J. Haidt с соавт., в адаптации О.А. Сычева с соавт.), «Индекс самооценки навыков работы с информацией» (Ю.Л. Войнилов, Д.В. Мальцева, Л.В. Шубина), «Шкала виртуальной аутизации» (Э.Н. Гилемханова).
Результаты. Установлено статистически значимое положительное изменение показателей сформированности информационно-психологической устойчивости студентов к социокультурным угрозам (t-критерий Стьюдента, p < 0,001).
Заключение. В ходе исследования показано, что развитие нивелирующих личностных ресурсов, а через них — ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, межличностной сфер способствует формированию устойчивой к социокультурным угрозам Я-концепции студента посредством приобретения субъектности и построения психологически безопасного информационного поведения.
Практическое применение результатов. Результаты применимы к деятельности психологов, педагогов, специалистов по работе с молодежью в системе психологического сопровождения, учебной и воспитательной работы в вузе.
Ключевые слова: информационно-психологическая устойчивость; социокультурные угрозы; студенты
-