Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки

Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки

Аннотация

Актуальность. Саморегуляция волевой сферы — одно из важных качеств студентов, способствующих эффективности их профессиональной подготовки. Разработка практических технологий по систематическому повышению таких компонентов саморегуляции, как волевая организация личности, гибкость, планирование, а также методик по развитию волевого потенциала личности и ее ценностно-смысловой организации, востребована образовательной средой, поскольку способствует не только повышению академической успеваемости, но и личностному и профессиональному росту студентов. 

Цель. Определить специфику повышения саморегуляции волевой сферы студентов по результатам психолого-педагогического формирующего эксперимента. 

Выборка. Выборку составили 120 студентов факультета психологии Российского государственного социального университета (60 студентов — экспериментальная и 60 студентов — контрольная группа). 

Методы. Исследование включало диагностический, статистическо-математический и экспериментальный (формирующий) этапы. Использовались опросники Т.В. Орловой — на определение волевого потенциала личности, В.И. Моросано- вой — на выявление стиля саморегуляции поведения и М.С. Гуткина, Г.Ф. Михайльченко и А.В. Прудило — на описание особенностей волевой организации личности. С экспериментальной группой проводился разработанный курс занятий, направленный на повышение саморегуляции волевой сферы студентов (10 онлайн-встреч по 1,5 часа). Для обработки данных применялись критерий корреляции К. Пирсона, таблица Чеддока, U-критерий Манна–Уитни. 

Результаты. Выявлены основные особенности составляющих саморегуляции волевой сферы студентов: уровень выше среднего по показателям гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень по показателям волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, общей саморегуляции; уровень ниже среднего по показателям моделирования, программирования, решительности и самообладания. 

Установлена значимая связь между гибкостью, планированием, ценностно-смысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией. 

Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического формирующего эксперимента (уровень значимости различий: р < 0,05) показал, что в контрольной группе студентов значимые изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе курс занятий по специально разработанной программе способствовал повышению показателей академической успеваемости, волевой организации личности, гибкости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности. 

Выводы. Акцентировано внимание на необходимости психопрофилактики и психокоррекции саморегуляции волевой сферы студентов с применением метода профессиональной пробы, упражнений и игр профориентационной тематики.


Литература

Белозерова Л.А., Брагина Е.А., Семикашева И.А., Силакова М.М. Стрессоустойчивость и особенности осознанной саморегуляции студентов-спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2021. No 2. С. 19–21. 

Бонкало Т.И., Полякова О.Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. No 28 (S2). С. 1208–1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214 

Бызова В.М., Ловягина А.Е., Перикова Е.И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, No 2. С. 25–42. 

Гарданова Ж.Р., Манина В.А. Анализ взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, No 1 (32). С. 67–75. 

Гуткин М.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. Твоя профессиональная карьера / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2000. Кузнецова Л.Э., Элпис Н.В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы // Молодой ученый. 2015. No 9 (89). С. 1261–1263. 

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. No 1. С. 137–145. 

Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Мишин Л.В., Мельникова Е.П. Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства // Siberian Socium. 2021. Т. 5, No 1 (15). С. 20–36. 

Перикова Е.И., Бызова В.М., Ловягина А.Е. Психическая саморегуляция студентов в трудных жизненных ситуациях // Вестник Вятского государственного университета. 2019. No 2. С. 99–106. 

Польченко О.В., Соколовский М.Л. Сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции, совладающего поведения и общего уровня жизнестойкости субъектов при переходе от учебно-профессиональной деятельности к профессиональной // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, No 6. С. 60–72. 

Полякова О.Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсона- лизации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. No 348. С. 133–137. 

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Особенности психосоматизации медицинских работников с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. No 64 (5). С. 278–286. doi: https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286 

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. No 66 (1). С. 67–75. doi: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75 

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. No 65 (5). С. 432–439. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439 

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Физиологические симптомы нервно-психического напряжения у медицинских работников с профессиональными деформациями // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. No 28 (S2). С. 1195–1201. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1195-1201 

Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. 

Соловьева Е.В., Солдатова О.Д. Развитие саморегуляции личности как основа успешности студентов ВУЗа // Успехи гуманитарных наук. 2021. No 3. С. 84–88. 

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B. (2020). Emotional exhaust as a factor of the origin and development of neurotic conditions of medical workers. Problemy sotsial’noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1208–1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214 

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B., Bonkalo, S.V., Kolesnik, N.T., Sorokoumova, E.A. (2015). Development of ethnic social identity among the members of ethnic community organizations as the factor of preventing the spread of nationalist in a multicultural society. Biosciences Biotechnology Research Asia, 12 (3), 2361–2372. doi: http://dx.doi.org/10.13005/bbra/1912 

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2018). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 104 (6), 1000322. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000322 

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2019). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 105 (8), 461–468. 

Jafar Zade, D.A., Senkevich, L.V., Polyakova, O.B., Basimov, M.M., Strelkov, V.I., Tarasov, M.V. (2019). Features of professional deformation (burnout) of medical workers depending on working conditions. Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1000334. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000334 

Mironova, O.I., Polyakova, O.B., Ushkov, F.I. (2018). Psychological health of leaders with professional burnout in compelled contacts. In International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS (pp. 801– 807). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.99 

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2021). Features of psychosomatization of medical professionals with occupational deformations. Health Care of the Russian Federation, 64 (5), 278–286. doi: https:// doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286 

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2020). Features of psychosomatization of medical personnel with occupational deformities. Problemy sotsial’noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1195–1201. 

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I. (2018). Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout). In: International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS (pp. 958–965). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.117 

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I., Semenov, D.V. (2019). Specificity of psychosomatization of psychologist-leaders with professional deformations (burnout). Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1–7. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000326 

Sokolovskaya, I.E., Polyakova, O.B., Romanova, A.V., Belyakova, N.V., Tereshchuk, K.S. (2020). Educational and professional motivation of students with various religious. European Journal of Science and Theology, 16 (4), 169–180.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-2-93-109

Поступила: 17.04.2022

Принята к публикации: 06.05.2022

Дата публикации в журнале: 11.08.2022

Ключевые слова: саморегуляция; волевая сфера; студенты; эффективность; формирующий эксперимент

Доступно в on-line версии с: 11.08.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022