Полякова Ольга Борисовна

кандидат психологических наук
Доцент факультета психологии
-
Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовкиТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 2. c.93-109подробнее1191
-
Актуальность. Саморегуляция волевой сферы — одно из важных качеств студентов, способствующих эффективности их профессиональной подготовки. Разработка практических технологий по систематическому повышению таких компонентов саморегуляции, как волевая организация личности, гибкость, планирование, а также методик по развитию волевого потенциала личности и ее ценностно-смысловой организации, востребована образовательной средой, поскольку способствует не только повышению академической успеваемости, но и личностному и профессиональному росту студентов.
Цель. Определить специфику повышения саморегуляции волевой сферы студентов по результатам психолого-педагогического формирующего эксперимента.
Выборка. Выборку составили 120 студентов факультета психологии Российского государственного социального университета (60 студентов — экспериментальная и 60 студентов — контрольная группа).
Методы. Исследование включало диагностический, статистическо-математический и экспериментальный (формирующий) этапы. Использовались опросники Т.В. Орловой — на определение волевого потенциала личности, В.И. Моросано- вой — на выявление стиля саморегуляции поведения и М.С. Гуткина, Г.Ф. Михайльченко и А.В. Прудило — на описание особенностей волевой организации личности. С экспериментальной группой проводился разработанный курс занятий, направленный на повышение саморегуляции волевой сферы студентов (10 онлайн-встреч по 1,5 часа). Для обработки данных применялись критерий корреляции К. Пирсона, таблица Чеддока, U-критерий Манна–Уитни.
Результаты. Выявлены основные особенности составляющих саморегуляции волевой сферы студентов: уровень выше среднего по показателям гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень по показателям волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, общей саморегуляции; уровень ниже среднего по показателям моделирования, программирования, решительности и самообладания.
Установлена значимая связь между гибкостью, планированием, ценностно-смысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией.
Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического формирующего эксперимента (уровень значимости различий: р < 0,05) показал, что в контрольной группе студентов значимые изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе курс занятий по специально разработанной программе способствовал повышению показателей академической успеваемости, волевой организации личности, гибкости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности.
Выводы. Акцентировано внимание на необходимости психопрофилактики и психокоррекции саморегуляции волевой сферы студентов с применением метода профессиональной пробы, упражнений и игр профориентационной тематики.
Ключевые слова: саморегуляция; волевая сфера; студенты; эффективность; формирующий эксперимент
-