Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Гендерные особенности проявлений дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола

Гендерные особенности проявлений дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола

Аннотация

Актуальность. Различные поведенческие нарушения, или дезадаптивное поведение — актуальная медицинская, психологическая, социальная и педагогическая проблема. Дети, подвергавшиеся пренатальному воздействию этанола, характеризуются наличием поведенческих и неврологических нарушений, оказывающих негативное влияние на процессы их социализации и развития. 

Цель исследования — изучение гендерных особенностей дезадаптивного поведения, характерных для детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола. 

Выборка. В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 7 до 10 лет (57 мальчиков, 20 девочек) с выявленными ранее задержкой физического развития, характерными дисморфологическими, структурными и функциональными нарушениями центральной нервной системы, возникшими в связи с пренатальным воздействием этанола. Выборку составили дети из различных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям. 

Методы. Диагностика проводилась методом полуструктурированного интервью с использованием шкалы адаптивного поведения Вайнленд. Данная шкала включает общий раздел, описывающий примеры дезадаптивного поведения, которые с невысокой частотой могут встречаться у детей с нормальным развитием, а также дополнительный раздел, который включает примеры поведения, не отмечаемые в поведении детей с нормотипичным развитием. Статистическая обработка данных проводилась с использованием IBM SPSS Statistics-26. 

Результаты. Обнаружены общие для обоих полов проявления дезадаптивного поведения: гиперактивность, импульсивность, резкие аффективные проявления, хулиганство и неуважение к окружающим, избегание зрительного контакта. Такие показатели, как повышенная тревожность, привычка грызть ногти, регулярные прогулы учебы, замкнутость и упрямство также выявлялись с одинаково высокой частотой у обоих полов. Установлен ряд гендерно-специфических проявлений дезадаптивного поведения: у мальчиков статистически значимо чаще (p ≤ 0,05) встречалось нарушение концентрации внимания, негативизм, непослушание и вспышки гнева. Девочкам в большей степени были свойственны пищевые нарушения, зависимость от значимых близких. 

Заключение. Полученные результаты и использование шкалы Вайнленд могут быть применены в работе социально-психологических служб образовательных учреждений в целях оказания наиболее эффективной профилактической и коррекционной помощи. Представленное исследование имеет ограничения, связанные с неравномерностью выборки по половому признаку, что требует дополнительного подтверждения в дальнейших работах.


Литература

Глебов В.В., Аракелов Г.Г., Питкевич М.Ю. Агрессия как дезадаптивное поведение в детско-молодежной среде: теоретические и прикладные аспекты психологических и психофизиологических исследований. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. 

Золотникова Г.П., Фирсова К.А., Лунькова К.В. Психолого-гигиенические аспекты профилактики дезадаптивного поведения школьников подросткового возраста // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2019. No 1. С. 45–49. 

Киселёва Ю.С., Ильина М.А. Дезадаптивное поведение подростков: причины и факторы // Modern Science. 2019. Т. 6, No 3. С. 220–223. 

Конева И.А., Карпушкина Н.В. Коммуникативные особенности младших школьников с задержанным и нормальным психическим развитием // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, No 2 (27). doi: 10.26140/anip-2019-0802-0015 

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010. 

Сайфутдинова Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайленд // Психологическая наука и образование. 2007а. Т. 12, No 5. С. 48–55. 

Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007б. Т. 19, No 45. С. 418–423. 

Славутская Е.В. Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2011. Т. 3, No 3. С. 1–7. 

Фортова Л.К., Решетников Е.А., Овчинников О.М. Семья как инструмент профилактики дезадаптивного поведения подростков. Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития / Под ред. Д.В. Сочивко. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. 

Dell’Armo, K. (2020). Adaptive behavior predicting postschool outcomes. In Fred R. Volkmar (Eds.), Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-319-91280-6_102393 

Sparrow, S.S. Balla, D.A., & Cicchetti, D.V. (1984). Vineland Adaptive Behavior Scales. Circle Pines, MN: American Guidance Service.


Скачать в формате PDF

DOI: https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-2-110-120

Поступила: 23.03.2022

Принята к публикации: 13.04.2022

Дата публикации в журнале: 11.08.2022

Ключевые слова: гендерные особенности; адаптация; дезадаптация; дезадаптивное поведение; дети; младший школьный возраст; пренатальное воздействие алкоголя; поведенческие нарушения

Доступно в on-line версии с: 11.08.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022