Фадеева Евгения Владимировна
кандидат психологических наук
МГППУ
Заведующая отделом организации профилактической помощи в наркологии Национального научного центра наркологии филиала Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского
Доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета
-
Гендерные особенности проявлений дезадаптивного поведения у детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанолаТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 2. c.110-120подробнее767
-
Актуальность. Различные поведенческие нарушения, или дезадаптивное поведение — актуальная медицинская, психологическая, социальная и педагогическая проблема. Дети, подвергавшиеся пренатальному воздействию этанола, характеризуются наличием поведенческих и неврологических нарушений, оказывающих негативное влияние на процессы их социализации и развития.
Цель исследования — изучение гендерных особенностей дезадаптивного поведения, характерных для детей младшего школьного возраста, подвергавшихся пренатальному воздействию этанола.
Выборка. В исследовании приняли участие 77 детей в возрасте от 7 до 10 лет (57 мальчиков, 20 девочек) с выявленными ранее задержкой физического развития, характерными дисморфологическими, структурными и функциональными нарушениями центральной нервной системы, возникшими в связи с пренатальным воздействием этанола. Выборку составили дети из различных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям.
Методы. Диагностика проводилась методом полуструктурированного интервью с использованием шкалы адаптивного поведения Вайнленд. Данная шкала включает общий раздел, описывающий примеры дезадаптивного поведения, которые с невысокой частотой могут встречаться у детей с нормальным развитием, а также дополнительный раздел, который включает примеры поведения, не отмечаемые в поведении детей с нормотипичным развитием. Статистическая обработка данных проводилась с использованием IBM SPSS Statistics-26.
Результаты. Обнаружены общие для обоих полов проявления дезадаптивного поведения: гиперактивность, импульсивность, резкие аффективные проявления, хулиганство и неуважение к окружающим, избегание зрительного контакта. Такие показатели, как повышенная тревожность, привычка грызть ногти, регулярные прогулы учебы, замкнутость и упрямство также выявлялись с одинаково высокой частотой у обоих полов. Установлен ряд гендерно-специфических проявлений дезадаптивного поведения: у мальчиков статистически значимо чаще (p ≤ 0,05) встречалось нарушение концентрации внимания, негативизм, непослушание и вспышки гнева. Девочкам в большей степени были свойственны пищевые нарушения, зависимость от значимых близких.
Заключение. Полученные результаты и использование шкалы Вайнленд могут быть применены в работе социально-психологических служб образовательных учреждений в целях оказания наиболее эффективной профилактической и коррекционной помощи. Представленное исследование имеет ограничения, связанные с неравномерностью выборки по половому признаку, что требует дополнительного подтверждения в дальнейших работах.
Ключевые слова: гендерные особенности; адаптация; дезадаптация; дезадаптивное поведение; дети; младший школьный возраст; пренатальное воздействие алкоголя; поведенческие нарушения
-