Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Эмоциональный интеллект и пространственные способности как предикторы успешности взаимодействия с цифровыми аватарами в среде виртуальной реальности

Эмоциональный интеллект и пространственные способности как предикторы успешности взаимодействия с цифровыми аватарами в среде виртуальной реальности

Аннотация

Актуальность. Форсированная цифровизация обыденной жизни ставит перед психологией задачи по изучению проявления личностных характеристик субъекта, связанных с межличностным взаимодействием в условиях нахождения в среде виртуальной реальности. Предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта, сформированная привязанность к близким и высокий уровень развития пространственных способностей будут способствовать успешности взаимодействия с цифровым аватаром. 

Цель исследования состояла в изучении проявлений уровня эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типов привязанности к близкому человеку как факторов, обусловливающих успешность взаимодействия с виртуальным аватаром в среде виртуальной реальности, определяемой по релевантности демонстрируемой им эмоционально-лицевой экспрессии. 

Выборка. В исследовании приняло участие 55 студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Методы. Применялась батарея тестов для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типа привязанности к близким людям. После этого испытуемые участвовали в квазиэксперименте, организованном с использованием технологии виртуальной реальности системы CAVE и нацеленном на изучение особенностей взаимодействия с виртуальными аватарами. 

Результаты. Выявлены особенности поведения в виртуальной реальности у испытуемых с различным уровнем развития эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типом привязанности при взаимодействии с виртуальными аватарами. Показано, что эффективность решения моделируемой коммуникативной задачи в условиях виртуальной реальности зависит от уровня развития пространственных способностей человека. 

Выводы. Выявлено, что ненадежным типам привязанности соответствуют более низкие показатели уровня эмоционального интеллекта, а уровень беспокойства в близких отношениях определяет способность к управлению эмоциями. Обнаружена связь уровня развития пространственных способностей и корректности оценки эмоционального интеллекта.


Литература

Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, No 3. С. 119–132. 

Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. No 5. С. 83–95. 

Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности. 2004. Т. 6. С. 22–26. 

Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. No 4. С. 17–31. 

Величковский Б.Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах // Национальный психологический журнал. 2014. No 3 (15). С. 28–35. 

Войскунский А.Е., Меньшикова Г.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. No 1. С. 22–36. 

Гасимов А.Ф., Ковалёв А.И., Климова О.А. Эффект присутствия и пространственные способности: современное состояние и пути развития // Философия социальных коммуникаций. 2020. Т. 50, No 1–2. С. 20–23. 

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. 

Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. 2010. No 1. С. 54–62. 

Кулакова Н.А. Особенности эмоционального интеллекта у женщин с разными типами привязанности к матери. Сборник статей по материалам XLII международной научно-практической конференции «Научный форум: педагогика и психология». 2020. 

Куницына В.Н., Казанцева Т.В. Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми // Вестник СпбГУ. Серия 12. Социология. 2009. No 1–2. С. 3–8. 

Лисина М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Меньшикова Г.Я., Ковалёв А.И. Векция в виртуальных средах: психологические и психофизиологические механизмы формирования // Национальный психологический журнал. 2015. No 4 (20). С. 91–104. 

Меньшикова Г.Я., Козловский С.А., Полякова Н.В. Исследование целостности системы «Глаз-Голова-Тело» при помощи технологии виртуальной реальности // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5, No 3. С. 115–121. 

Петрова А.О., Лунякова Е.Г., Фаликман М.В. Эффект взгляда-подсказки в виртуальной среде: влияние социальной установки и социальной дистанции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, No 1. С. 211–223. 

Сабельникова Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. 2015. Т. 36, No 4. С. 84–97. 

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. No 6. С. 2. 

Старшинова А.И., Шамардина М.В. Подходы к понятию привязанности в младшем подростковом возрасте // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. No 2. С. 56–62. 

Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2005. 

Bartholomew, K., Horowitz, L.M. (1991). Attachment styles among young adults: A test of a four-category model. Journal of Personality and Social Psychology, 61, 226–244. 

Brennan, K.A., Clark, C.L., Shaver, P.R. (1998). Self-report measurement of adult romantic attachment: An integrative overview. In J.A. Simpson, W.S. Rholes (Eds.), Attachment theory and close relationships (pp. 46–76). New York: Guilford Press. 

Imamoğlu, S., Imamoğlu, E.O. (2006). Relationship between General and Context-Specific Attachment Orientations in a Turkish Sample. The Journal of Social Psychology, 146, 3, 261–274. 

Lessiter, J., Freeman, J., Keogh, E., & Davidoff, J. (2001). A cross-media presence questionnaire: Te ITC-Sense of Presence Inventory. Presence Tele-operators and Virtual Environments, 10, 282–297. 

Maslow, A.H. (1970). Motivation and personality (2nd ed.). N.Y.: Harper and Row. 

Rimfeld, K., Shakeshaft, N.G., Malanchini, M., Rodic, M., Selzam, S., Schofield, K., Dale, P.S., Kovas, Y., Plomin, R. (2017). Phenotypic and genetic evidence for a unifactorial structure of spatial abilities. Proceedings of the National Academy of Sciences, 114, 10, 2777–2782. 

Ross, L., Spinner, B. (2001). General and Specific Attachment Representations in Adulthood: Is there a Relationship? Journal of Social and Personal Relationships, 18, 6, 747–766. 

Stone Iii, W.B. (2017). Psychometric evaluation of the Simulator Sickness Questionnaire as a measure of cybersickness. Iowa state university capstones, theses and dissertations, 143–167.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-2-136-147

Поступила: 12.05.2022

Принята к публикации: 25.05.2022

Дата публикации в журнале: 11.08.2022

Ключевые слова: пространственные способности; виртуальная реальность; виртуальный аватар; эмоциональный интеллект

Доступно в on-line версии с: 11.08.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 2, 2022