Маслова Ксения Евгеньевна
Студентка кафедры психологии личности факультета психологии
-
Эмоциональный интеллект и пространственные способности как предикторы успешности взаимодействия с цифровыми аватарами в среде виртуальной реальностиТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 2. c.136-147подробнее1199
-
Актуальность. Форсированная цифровизация обыденной жизни ставит перед психологией задачи по изучению проявления личностных характеристик субъекта, связанных с межличностным взаимодействием в условиях нахождения в среде виртуальной реальности. Предполагается, что высокий уровень эмоционального интеллекта, сформированная привязанность к близким и высокий уровень развития пространственных способностей будут способствовать успешности взаимодействия с цифровым аватаром.
Цель исследования состояла в изучении проявлений уровня эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типов привязанности к близкому человеку как факторов, обусловливающих успешность взаимодействия с виртуальным аватаром в среде виртуальной реальности, определяемой по релевантности демонстрируемой им эмоционально-лицевой экспрессии.
Выборка. В исследовании приняло участие 55 студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Методы. Применялась батарея тестов для диагностики уровня развития эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типа привязанности к близким людям. После этого испытуемые участвовали в квазиэксперименте, организованном с использованием технологии виртуальной реальности системы CAVE и нацеленном на изучение особенностей взаимодействия с виртуальными аватарами.
Результаты. Выявлены особенности поведения в виртуальной реальности у испытуемых с различным уровнем развития эмоционального интеллекта, пространственных способностей и типом привязанности при взаимодействии с виртуальными аватарами. Показано, что эффективность решения моделируемой коммуникативной задачи в условиях виртуальной реальности зависит от уровня развития пространственных способностей человека.
Выводы. Выявлено, что ненадежным типам привязанности соответствуют более низкие показатели уровня эмоционального интеллекта, а уровень беспокойства в близких отношениях определяет способность к управлению эмоциями. Обнаружена связь уровня развития пространственных способностей и корректности оценки эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: пространственные способности; виртуальная реальность; виртуальный аватар; эмоциональный интеллект
-