Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Новые направления исследований в Психологическом институте

Новые направления исследований в Психологическом институте

Аннотация

Актуальность. Создание новых направлений психологических исследований на базе Психологического института РАО является важной и актуальной задачей. В условиях нарастающих изменений во всех сферах жизнедеятельности существует запрос современного общества на помощь психологов в сохранении психологического здоровья населения и создании возможностей для гармоничного развития и реализации творческого потенциала наших детей в этих условиях. 

Цель. В статье представлено несколько современных направлений исследований Психологического института РАО. В соответствии с современными исследовательскими парадигмами, они носят ярко выраженный междисциплинарный характер и предполагают использование инновационных цифровых технологий. Представленные исследования выполнены в контекстах психологии здоровья и нейрореабилитации, реализации психологической помощи при пандемии COVID-19, фундаментальных исследований психологии детства, практической организации помощи детям в «горячих точках». Особое внимание уделено исследованиям феномена современного ребенка, возможностям сохранения ценности детства и гармоничного развития детей. 

Методы. В эмпирических и экспериментальных исследованиях применяются как известные психологические методики для диагностики психического развития и функциональных состояний, так и технологии виртуальной реальности (ВР), экзоскелетов, биологической обратной связи (БОС), ольфактометрия и др. 

Результаты. Использование инновационных технологий в нейрореабилитации позволило наметить перспективные направления в исследованиях, результаты которых определят развитие индустрии виртуальной реальности (ВР) в целом. В рамках исследований, проводившихся в период пандемии COVID-19, были разработаны рекомендации для различных групп населения по организации деятельности в режиме самоизоляции, а также по психологическому сопровождению, проведению психологического тренинга для медперсонала, нейропсихологической диагностике и реабилитации при COVID-19. Особых усилий потребовали исследования и практическая работа по созданию эффективной системы психологического сопровождения в Луганской и Донецкой народных республиках. При участии Психологического института РАО был организован и успешно проведен масштабный международный форум «Ребенок в цифровом мире», в котором смогли принять участие более 10 000 слушателей из 46 стран мира. Его результаты показали, что возрастает не только интерес к проблемам детства, но и стремление ученых выработать общее понимание того, как должна быть организована образовательная работа с детьми. 

Выводы. Новые направления психологических исследований были организованы и реализованы в плодотворном сотрудничестве Психологического института РАО и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В нескольких циклах уже проведенных и только разворачивающихся междисциплинарных исследований удалось получить новые фундаментальные данные в области психологии здоровья, детской психологии, педагогической психологии и пр. По результатам проведенной работы были подготовлены практические рекомендации и предложены научные разработки по новым перспективным направлениям научных исследований.


Литература

Алмазова О.В., Белолуцкая А.К., Бухаленкова Д.А. и др. Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников // Вопросы психологии. 2019. No 1. C. 40–51. 

Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? // Современное дошкольное образование. 2021. No 1 (103). С. 8–16. 

Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под ред. Ю.П. Зинченко. Москва: Издательство Московского университета, 2021. 

Almondes, K.M., Bizarro, L., Miyazaki, M.C.O.S., Soares, M.R.Z., Peuker, A.C., Teodoro, M., Modesto, J.G., Veraksa, A.N., Singh, P., Han, B., Sodi, T. (2021). Comparative Analysis of Psychology Responding to COVID-19 Pandemic in Brics Nations. Front. Psychol., 12, 567585. 

Hawko, C., Verriele, M., Hucher, N., Crunaire, S., Leger, C., Locoge, N., & Savary, G. (2021). A review of environmental odor quantification and qualification methods: The question of objectivity in sensory analysis. Science of The Total Environment, 795, 148862. 

Kartushina, N. et al. (2022). COVID-19 first lockdown as a window into language acquisition: associations between caregiver-child activities and vocabulary gains. Language Development Research, 2 (1), 1–36. 

Kovalev, A., Gasimov, A., Klimova, O. (2019). Brain activation during vection illusion perception. Psychophysiology, 56 (S1), 66–66. 

Kovyazina, M., Oschepkova, E., Airapetyan, Z., Ivanova, M., Dedyukina, M., Gavrilova, M. (2021). Executive Functions’ Impact on Vocabulary and Verbal Fluency among Mono- and Bilingual Preschool-Aged Children. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (4), 65–77. 

Menshikova, G., Kovalev, A., Klimova, O., Barabanshchikova, V. (2017). The application of virtual reality technology to test the motion sickness resistance. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (3), 151–164. 

Veraksa, A., Gavrilova, M., Pons, F. (2020). The impact of classroom quality on young children’s emotion understanding. European Early Childhood Education Research Journal, 28 (5), 690–700. 

Veraksa, A., Singh, P., Gavrilova, M., Jain, N., Veraksa, N. (2021). Russian and Indian Preschool Educators’ Beliefs about Distance Education for Preschoolers. Education Science, 11, 814. 

Veraksa, N., Veresov, N., Sukhikh, V. (2022). The play matrix: a tool for assessing role-play in early childhood. International journal of early years education, 30 (4), 1–18. 

Veresov, N., Veraksa, N. (2022). Digital games and digital play in early childhood: a cultural-historical approach. Early Years. doi: 10.1080/09575146.2022.2056880 

Zinchenko, Yu.P., Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G., Fomina, T.G. (2020). Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (4), 168–182. 

Zinchenko, Y.P., Shaigerova, L.A., Almazova, O.A., Shilko, R.S., Vakhantseva, O.V., Dolgikh, A.G., Veraksa, A.N., Kalimullin, A.M. (2021). The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students. Psychological Studies, 66, 3, 291–302.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-28-42

Поступила: 31.08.2022

Принята к публикации: 09.09.2022

Дата публикации в журнале: 11.10.2022

Ключевые слова: психология здоровья; нейрореабилитация; ольфактометрические исследования; реабилитация; пандемия СOVID-19; современное детство; развитие ребенка

Доступно в on-line версии с: 11.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022