Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
От инсайта до творческой самодеятельности

От инсайта до творческой самодеятельности

Аннотация

Актуальность. В статье освещается путь автора от исследований феномена инсайта до раскрытия психологического механизма творчества. Первый этап (1965 г.) — продолжение в аспирантуре исследований, начатых в курсовой и дипломной работах под руководством С.Л. Рубинштейна. Второй этап (1969 г.) — автором в психологию введен новый экспериментально-диагностический метод «Креативное поле». 

Цель. Раскрыть подход автора к рассмотрению мыслительного процесса и природы творчества; описать исследование механизма творчества как способности к развитию деятельности по собственной инициативе. 

Результаты. На первом этапе было обосновано, что открытый Я.А. Пономарем механизм инсайта не является единственным. Показана роль природы языков мышления и динамики смены их видов: от наглядного — к знаку, от знака — к структуре. Наглядность структуры объясняет мгновенное осознание гипотезы. Выводы автора находили подтверждение в теориях Н.И. Жинкина, Л.М. Веккера, М. Ханта. На втором этапе автору удалось реализовать принцип творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна и разработать типологию познавательной деятельности, которая соотносится с уровнями познания, выделенными Г. Гегелем: 1) стимульно-продуктивный уровень (по Гегелю — уровень единичного) — выполнение предложенного задания в рамках исходных требований; 2) эвристический уровень, осуществляемый за рамками требований исходной задачи (по Гегелю — уровень особенного), позволяет открыть новые закономерности; 3) креативный уровень (по Гегелю — уровень всеобщего) характерен для немногих. Открытая закономерность выступает для испытуемого не методом решения, а исходным моментом построения теории. 

Выводы. В статье обосновывается, что открытый автором механизм творчества как способности к развитию деятельности по собственной инициативе возможен только при доминировании познавательной мотивации в структуре личности. Это получило подтверждение в исследовании более 10 тысяч испытуемых и в серии лонгитюдных исследований, в которой один эксперимент ведется с 1970 г., когда испытуемые были десятиклассниками. Данные исследования представляют теоретико-эмпирические доказательства методологического принципа постнеклассики как единства истины и нравственности.


Литература

Адамар Ж. Исследование психологического процесса изобретения в области математики. М.: Советское радио, 1970. 

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии. М.: Прометей, 1994. 

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 

Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. No 1. С. 144–146. 

Богоявленская Д.Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. No 9. С. 82–89. 

Богоявленская Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. No 3. С. 3–17. 

Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. Монография. М.: Образование личности, 2018. 

Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. Философия творчества. М.: ИФ РАН; Изд-во «ИИНТЕЛЛ», 2015. 

Богоявленская Д.Б. Стандартно о нестандартном // Проблемы современного образования. 2017. No 1. С. 24–36. 

Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 2. С. 14–21. doi: 10.17759/chp.2019150202 

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. 

Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач / Под ред. А.Н. Соколова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1976. 

Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1966. 

Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1965. 

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, АН СССР, 1958. 

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.  

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, АНСССР, 1959. 

Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Библиотека по философии. [Электронный ресурс] // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000249/ 

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 

Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР, 1961. 

Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 

Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. М.: Издательство ACT, 2004. 

Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 

Эйнштейн А. Мотивы научного исследования. Речь по случаю 60-летия Макса Планка. Собрание научных трудов: в 4 т. Т. 4. Статьи, рецензии, письма. М.: Наука, 1967. 

Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. 

Galton, F. (1865). Hereditary Talent and Character. Macmillan’s Magazine, 12, 157–166.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-43-56

Поступила: 14.06.2022

Принята к публикации: 25.06.2022

Дата публикации в журнале: 11.10.2022

Ключевые слова: мышление; творчество; развитие; метод; механизм

Доступно в on-line версии с: 11.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022