Богоявленская Диана Борисовна
доктор психологических наук
Главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества лаборатории одаренности
-
От инсайта до творческой самодеятельностиТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.43-56подробнее699
-
Актуальность. В статье освещается путь автора от исследований феномена инсайта до раскрытия психологического механизма творчества. Первый этап (1965 г.) — продолжение в аспирантуре исследований, начатых в курсовой и дипломной работах под руководством С.Л. Рубинштейна. Второй этап (1969 г.) — автором в психологию введен новый экспериментально-диагностический метод «Креативное поле».
Цель. Раскрыть подход автора к рассмотрению мыслительного процесса и природы творчества; описать исследование механизма творчества как способности к развитию деятельности по собственной инициативе.
Результаты. На первом этапе было обосновано, что открытый Я.А. Пономарем механизм инсайта не является единственным. Показана роль природы языков мышления и динамики смены их видов: от наглядного — к знаку, от знака — к структуре. Наглядность структуры объясняет мгновенное осознание гипотезы. Выводы автора находили подтверждение в теориях Н.И. Жинкина, Л.М. Веккера, М. Ханта. На втором этапе автору удалось реализовать принцип творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна и разработать типологию познавательной деятельности, которая соотносится с уровнями познания, выделенными Г. Гегелем: 1) стимульно-продуктивный уровень (по Гегелю — уровень единичного) — выполнение предложенного задания в рамках исходных требований; 2) эвристический уровень, осуществляемый за рамками требований исходной задачи (по Гегелю — уровень особенного), позволяет открыть новые закономерности; 3) креативный уровень (по Гегелю — уровень всеобщего) характерен для немногих. Открытая закономерность выступает для испытуемого не методом решения, а исходным моментом построения теории.
Выводы. В статье обосновывается, что открытый автором механизм творчества как способности к развитию деятельности по собственной инициативе возможен только при доминировании познавательной мотивации в структуре личности. Это получило подтверждение в исследовании более 10 тысяч испытуемых и в серии лонгитюдных исследований, в которой один эксперимент ведется с 1970 г., когда испытуемые были десятиклассниками. Данные исследования представляют теоретико-эмпирические доказательства методологического принципа постнеклассики как единства истины и нравственности.
Ключевые слова: мышление; творчество; развитие; метод; механизм
-