Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям

Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям

Аннотация

Актуальность исследований осознанной саморегуляции обусловлена повышением неопределенности существования человека в изменяющемся мире. Современные ФГОСы ориентируют педагогов на создание условий обучения, способствующих достижению обучающимися, наряду с личностными и когнитивными, также и регулятивных метарезультатов. 

Цель. Рассмотреть представления об осознанной саморегуляции на основных этапах развития научной школы психологии саморегуляции в связи с созданием и реализацией различных подходов к ее исследованию. 

Результаты. Вскрыты исторические корни и выделены основные этапы становления научных представлений об осознанной саморегуляции; проанализированы основные положения, предмет и методы соответствующих этим этапам структурно-функционального, субъектного, дифференциального и ресурсного подходов к исследованиям саморегуляции. Приведены в обобщенной форме результаты, верифицирующие каждый из этих подходов. 

Выводы. Осознанная саморегуляция является управляющим метаресурсом, включающим универсальные и специальные регуляторные компетенции, обеспечивающие осознанное выдвижение целей и управление их достижением. От развития регуляторных компетенций зависит успешность получения образовательных и профессиональных результатов, а также решение широкого круга задач жизнедеятельности, таких как субъектное и личностное саморазвитие, профессиональное самоопределение, поддержание психологического благополучия и безопасности в ситуациях неопределенности. Перспективным представляется развитие представлений о возрастном становлении общей способности к саморегуляции и ее роли в социальном взаимодействии людей в современных условиях.


Литература

Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психологический журнал. 1998. Т. 19, No 5. С. 38–54. 

Бондаренко И.Н., Моросанова В.И., Драпкин И.С., Путько Н.А. Актуалгенез осознанной саморегуляции в ситуации выбора уровня сложности учебных заданий // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, No 2. С. 64–82. 

Веракса А.Н., Белолуцкая А.К., Гаврилова М.Н., Леонов С.В. Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. 2020. No 2. С. 103–118. 

Журавлев А.Л. Коллективный субъект как феномен и понятие в современной психологии. В сборнике Разработка понятий современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2018. 

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Надежность действий спасателя в чрезвычайных ситуациях: регуляторные и личностные предпосылки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. No 40 (216). С. 51–61. 

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Регуляторные ресурсы увлеченности работой и преодоления профессиональных деформаций // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, No 1. С. 143–157. doi: 10.21702/rpj.2022.1.11 

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 

Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. No 1. С. 5–12. 

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / Предисл. В.И. Моросановой. М.: Ленанд, 2011. 

Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. No 5. С. 18–26. 

Конопкин О.А., Моросанова В.И. Структурно-функциональный подход к исследованию саморегуляции произвольной активности человека. В сборнике Московская психологическая школа: История и современность / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. 

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. No 1. С. 13–33. doi: 10.11621/vsp.2019.01.13 

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. No 4. С. 26–35. 

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 

Моросанова В.И. Категория субъекта: методология и исследования // Вопросы психологии. 2003. No 2. С. 140–144. 

Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. 2007. No 3. С. 59–68. 

Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. No 1. С. 36–45. 

Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. No 3. С. 132–144. 

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека: 2-е изд. М.: Наука, 2012a. 

Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012b. Т. 33, No 3. С. 98–111. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, No 4. С. 62–78. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. No 10. С. 13–24. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека. Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2017. 

Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2021а. No 1. С. 3–37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01 

Моросанова В.И. Научная школа психологии саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию О.А. Конопкина) // Педагогика. 2021б. Т. 85, No 10. С. 46–56. 

Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007. 

Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. T. 2, No 1. C. 14–22. 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр: Университетское психологическое образование, 2015. 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. No 2. С. 109–123. 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. No 2. С. 27–38. 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019a. Т. 12, No 4. С. 54–66. 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019b. Т. 24, No 4. С. 5–21. doi: 10.17759/pse.2019240401 

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Модель взаимосвязи исполнительных функций, осознанной саморегуляции и успешности обучения русскому языку в средней школе // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, No 4. С. 108–122. doi: 10.17759/exppsy.2021140406 

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012. No 4. С. 68–74. 

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. No 4. С. 155–167. 

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. No 1. С. 77–95. doi: 10.11621/vsp.2020.01.05 

Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой пятерки) // Журнал прикладной психологии. 2003. No 3. С. 51–57. 

Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. No 5. С. 134–140. 

Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. No 1. С. 65–78. 

Моросанова В.И., Филиппова Е.В. Регуляторные ресурсы в достижении результатов проектно-исследовательской деятельности обучающихся. В сборнике Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования / Под ред. В.И. Моросановой, Ю.П. Зинченко. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. 

Моросанова В.И., Филиппова Е.В., Фомина Т.Г. Личностные и регуляторные предикторы успешности и надежности действий школьников в ситуации экзамена // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2014. No 4. С. 4–17. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17, No 2. С. 94–112. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. No 2. С. 124–135. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. No 3. С. 62–74. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Бондаренко И.Н. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности во взаимосвязи с академической мотивацией, личностными особенностями учащихся и результатами их обучения. В сборнике Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени: монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью // Психологические исследования. 2014. Т. 7, No 34. С. 11. doi: 10.54359/ps.v7i34.636 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В., Богданова О.Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников // Психологический журнал. No 4. 2014. С. 35–46. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. No 4. С. 64–75. 

Обознов А.А. Интерфейс как внешний ресурс человека-оператора по восприятию и преобразованию информации // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. No 1 (86). С. 46–52. 

Плахотникова И.В., Моросанова В.И. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности // Журнал прикладной психологии. 2004. No 1. С. 23–30. 

Потанина А.М., Моросанова В.И. Регуляторные и личностные ресурсы успешности школьного обучения: индивидуально-типологические аспекты // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, No 5. С. 65–75. 

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. No 4. С. 55–65. 

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Профессиональное выгорание учителя: регуляторный подход // Акмеология. 2013. No 3 (47). С. 40–44. 

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Медиаторная роль саморегуляции как метаресурса в системе когнитивных и личностных предикторов математической успешности. Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Горбачевой, К.В. Кабанова, Е.Ю. Савина. Калуга: АКФ «Политоп», 2017. 

Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 3. С. 170–181. doi: 10.17759/exppsy.2019120313 

Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Моросанова В.И. Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, No 5. С. 30–42. doi: 10.17759/ pse.2021260503 

Baumeister, R.F., Tice, D.M., & Vohs, K.D. (2018). The strength model of self-regulation: Conclusions from the second decade of willpower research. Perspectives on Psychological Science, 13 (2), 141–145. doi: 10.1177/1745691617716946 

Fomina, T., Burmistrova-Savenkova, A., Morosanova, V. (2020). Self-Regulation and Psychological Well-Being in Early Adolescence: A Two-Wave Longitudinal Study. Behavioral Sciences, 10, 67. doi: 10.3390/bs10030067 

Morosanova, V.I. (2003). Extraversion and neuroticism: The typical profiles of self-regulation. European Psychologist, 8 (4), 279–288. 

Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N., Fomina, T.G., Velichkovsky, B.B. (2021). Executive functions and сonscious self-regulation as predictors of native language learning success in Russian middle school children. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 14 (9), 1342–1354. doi: 10.17516/1997-1370-0824 

Morosanova, V.I., Fomina, T.G. (2017). Self-regulation as a mediator in the relationship between anxiety and academic examination performance. Procedia — Social and Behavioral sciences, 237, 1066–1070. doi: 10.1016/j.sbspro.2017.02.156 

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2015). Academic achievement: Intelligence, regulatory, and cognitive predictors. Psychology in Russia: State of the Art, 8 (3), 136–157. doi: 10.11621/pir.2015.0311 

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2021). Dynamics of Interrelationships between Conscious Self-regulation, Psychological Well-being and School-related Subjective Well-being in Adolescents: Three-year Cross-lagged Panel Study. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 34–49. doi: 10.11621/pir.2021.0303 

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Kovas, Y.V., Bogdanova, O.E. (2016). Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students. Personality and Individual Differences, 90, 177–186. doi: 10.1016/j.paid.2015.10.034 

Morosanova, V.I., Gaidamashko, I.V., Chistyakova, S.N., Kondratyuk, N.G., Burmistrova-Savenkova, A.V. (2017). Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (4), 195–207. doi: 10.11621/pir.2017.0417 

Velichkovsky, B.B., Bondarenko, I.N., Morosanova, V.I. (2019). The relationship between executive functions and language competences in middle school children. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (1), 104–117. doi: 10.11621/pir.2019.0108 

Zinchenko, Yu.P., Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G., Fomina, T.G. (2020). Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 168–182. doi: 10.11621/pir.2020.0412


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-57-82

Поступила: 19.07.2022

Принята к публикации: 21.07.2022

Дата публикации в журнале: 11.10.2022

Ключевые слова: осознанная саморегуляция; метаресурс; дифференциальный подход; ресурсный подход; образование; регуляторные компетенции; успешность; неопределенность; психологическое благополучие; саморазвитие; профессиональное самоопределение

Доступно в on-line версии с: 11.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022