Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современность

Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современность

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена 110-летию со дня основания Психологического института в Москве. Рассматриваются основные темы дискуссий по проблемам одаренности в начале ХХ в. в контексте современной психологии. 

Цель статьи — показать сохраняющуюся актуальность концептуальных идей об одаренности начального периода ее научного изучения и их развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях сотрудников Психологического института в конце ХХ — начале XXI вв. 

Результаты. Анализ дебатов по проблемам одаренности на первых психологических съездах и публикаций Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.М. Экземплярского демонстрирует, что высказанные ими положения о сложности и своеобразии проявлений одаренности и ее развития продолжают оставаться в центре внимания психологов и педагогов. Развитие этих идей прослеживается в дифференциальной психологии Б.М. Теплова, в концепциях одаренности Н.С. Лейтеса и А.М. Матюшкина. Исследования лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, выполненные в последние пять лет, также развивают представления об одаренности, разработанные ее первыми исследователями: о целостности и сложности феномена умственной одаренности, о выявлении и развитии одаренных детей, о технологиях развивающего обучения для детей с разными видами одаренности и методах их психолого-педагогической поддержки, о целенаправленной теоретической и практической подготовке педагогов для одаренных детей. 

Выводы. Подход к проблеме способностей и одаренности, предложенный в работах Г.И. Челпанова и первых сотрудников Психологического института, сохранился и получил дальнейшее развитие, несмотря на преследование ученых и запреты их произведений. Перспективность многих из этих идей была доказана в более поздних исследованиях способностей, одаренности, мышления и творчества, в том числе и в работах, проведенных уже в XXI в.


Литература

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. М.: МПСИ; Флинта, 2004. 

Белова Е.С. Диалогический подход Т.А. Флоренской и практика консультирования по проблемам детской одаренности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018а. T. 50. С. 87–101. doi: 10.15382/sturIV201850.87-101 

Белова Е.С. Семейная микросреда в восприятии одаренных детей дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018б. Т. 11, No 4. С. 62–74. 

Белова Е.С. Вариативность проявлений одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2019а. Т. 21, No 12. С. 17–22. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41834135_91426217.pdf (дата обращения: 01.02.2022). 

Белова Е.С. Детско-родительские отношения в семье с одаренным дошкольником // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019б. Т. 12, No 4. С. 79–91. 

Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. О психологических системах. М.: Педагогика, 1982а. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1982б. 

Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, No 3. С. 110–123. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/117204/psyedu_2020_n3_Donii_Shumakova.pdf (дата обращения: 02.03.2022). 

Лейтес Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности: Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. 

Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Щебланова Е.И. Исследование способностей и одаренности в начале XX века. Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. 

Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. No 6. С. 29–33. 

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2003. 

Московская психологическая школа: история и современность: в 3 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. 

Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. No 4. С. 78–87. 

Петрова С.О., Щебланова Е.И. Диагностические возможности и ограничения теста «необычное использование» (по данным исследований способностей, одаренности и творческого мышления) // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. С. 92–105. 

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др. 2-е изд. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (дата обращения: 03.05.2022). 

Соколов М.В. Вопросы психологической теории на русских съездах педагогической психологии // Вопросы психологии. 1956а. No 2. С. 8–22. 

Соколов М.В. Критика метода тестов на русских съездах по экспериментальной педагогике (1910–1916) // Вопросы психологии. 1956б. No 6. С. 16–28. 

Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Способности и одаренность. М.: Педагогика, 1985. 

Челпанов Г.И. О задачах Московского Психологического Института: Речи и приветствия на торжественном открытии Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1914. 

Челпанов Г.И. Задачи современной психологии. Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. 

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 

Шумакова Н.Б. Технология творческого междисциплинарного обучения детей и подростков с разными видами и уровнями одаренности. Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 

Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, No 1. С. 1–7. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/92730/psyedu_2018_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.05.2022). 

Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 1. С. 57–69. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/98548/psyedu_2019_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.05.2022). 

Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2020а. Т. 17, No S2. С. 97–105. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/116140/bppe_2020_n2_ Shumakova.pdf (дата обращения: 03.09.2021). 

Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики // Социальные науки и детство. 2020б. Т. 1, No 1. С. 34–46. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/116905/ssc_2020_n1_Shumakova.pdf (дата обращения: 03.09.2021). 

Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, No 4. C. 8–16. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/126449/jmfp_2021_n4_Shumakova_2.pdf (дата обращения: 03.03.2022). 

Шумакова Н.Б., Белова Е.С. Образовательная микросреда как условие развития одаренности в старшем дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23, No 1. С. 4–11. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44706926_30410897.pdf (дата обращения: 03.03.2022). 

Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Выявление и развитие общей одаренности детей в школьном обучении. Век психологии — к 100-летию Психологического института Российской академии образования / Под ред. В.В. Рубцова. М.: Психологический институт, 2012. 

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 

Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2011. 

Щебланова Е.И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI веке. Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017а. 

Щебланова Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. 2017б. No 3. С. 16–27. 

Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018а. Т. 11, No 4. С. 37–53. 

Щебланова Е.И. Концепция А.М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018б. Т. 7, No 1 (25). С. 26–29. [Электронный ресурс] // URL: https://akmepsy.sgu.ru/system/files_force/text-pdf/2021/12/1-2018_akmeologiya_a.3.pdf?download=1 (дата обращения: 03.03.2020). 

Щебланова Е.И. Связь скорости обработки информации и психологических характеристик школьников разного уровня одаренности // Вопросы психологии. 2019. No 6. С. 46–57. 

Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, No 4. С. 97–106. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/126512/jmfp_2021_n4_Shcheblanova_Petrova.pdf (дата обращения: 05.03.2022). doi: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100409 

Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. Проблема одаренности. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. 

Dai, D.Y. (2020). Assessing and accessing high human potential: a brief history of giftedness and what it means to school psychologists. Psychology in the Schools, 57 (10), 1514–1527. doi: 10.1002/pits.22346 

Pfeiffer, S.I. (2021). Gifted and talent development in Children and Youth. In P. Ward et al. (Eds.), The Oxford Handbook of Expertise (pp. 103–127). Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198795872.013.5 

Shumakova, N.B. (2020). Cognitive characteristics, creativity and academic achievements in intellectually gifted primary schoolchildren. In: European proceedings of social and behavioural sciences EPSBS. Psychology of personality: real and virtual context (PSYRGGU 2020), (pp. 736‒745). (Retrieved from https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.11.02.90) (review date: 01.03.2021). 

Sternberg, R.J., Kaufman, S.B. (2018). Theories and conceptions of giftedness. In S.I. Pfeiffer (Eds.), Handbook of Giftedness in Children (pp. 29–47). Cham: Springer. doi: 10.1007/978-3-319-77004-8_3 

Subotnik, R. et al. (2021). The talent development Megamodel: a domain-specific conceptual framework based on the psychology of high performance. In R.J. Sternberg, D. Ambroso (Eds.), Conceptions of Giftedness and Talent (pp. 425–442). London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-030-56869-6_24


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-83-99

Поступила: 08.07.2022

Принята к публикации: 12.07.2022

Дата публикации в журнале: 11.10.2022

Ключевые слова: одаренность; одаренные дети; дошкольный и школьный возраст; развитие; обучение; психолого-педагогическая поддержка

Доступно в on-line версии с: 11.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022