Щебланова Елена Игоревна
Заведующая лабораторией психологии одаренности Психологистического института Российской академии образования
-
Исследования проблемы одаренности в Психологическом институте: концептуальные истоки и современностьТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.83-99подробнее956
-
Актуальность. Статья посвящена 110-летию со дня основания Психологического института в Москве. Рассматриваются основные темы дискуссий по проблемам одаренности в начале ХХ в. в контексте современной психологии.
Цель статьи — показать сохраняющуюся актуальность концептуальных идей об одаренности начального периода ее научного изучения и их развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях сотрудников Психологического института в конце ХХ — начале XXI вв.
Результаты. Анализ дебатов по проблемам одаренности на первых психологических съездах и публикаций Г.И. Челпанова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.М. Экземплярского демонстрирует, что высказанные ими положения о сложности и своеобразии проявлений одаренности и ее развития продолжают оставаться в центре внимания психологов и педагогов. Развитие этих идей прослеживается в дифференциальной психологии Б.М. Теплова, в концепциях одаренности Н.С. Лейтеса и А.М. Матюшкина. Исследования лаборатории психологии одаренности ПИ РАО, выполненные в последние пять лет, также развивают представления об одаренности, разработанные ее первыми исследователями: о целостности и сложности феномена умственной одаренности, о выявлении и развитии одаренных детей, о технологиях развивающего обучения для детей с разными видами одаренности и методах их психолого-педагогической поддержки, о целенаправленной теоретической и практической подготовке педагогов для одаренных детей.
Выводы. Подход к проблеме способностей и одаренности, предложенный в работах Г.И. Челпанова и первых сотрудников Психологического института, сохранился и получил дальнейшее развитие, несмотря на преследование ученых и запреты их произведений. Перспективность многих из этих идей была доказана в более поздних исследованиях способностей, одаренности, мышления и творчества, в том числе и в работах, проведенных уже в XXI в.
Ключевые слова: одаренность; одаренные дети; дошкольный и школьный возраст; развитие; обучение; психолого-педагогическая поддержка
-
-
Концепции и модели интеллектуальной одаренности детей: мировые тенденции и перспективы в XXI векеТеоретическая и Экспериментальная Психология 2023. № 2. c.23-35подробнее847
-
Актуальность. Статья посвящена анализу изменений современных научных представлений об одаренности детей в последние годы на примере наиболее известных в мире концепций и моделей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного обоснования подходов к выявлению, развитию и поддержке одаренных детей как одного из приоритетных направлений системы образования.
Цель статьи — на основании анализа научных публикаций преимущественно последних пяти лет охарактеризовать основные тенденции в эволюции признанных в мире концепций и моделей интеллектуальной одаренности в контексте задач современного образования.
Результаты. Показано, что одной из главных тенденций изменений в концепциях одаренности является расширение и усложнение представлений о ее когнитивных и некогнитивных личностных компонентах и их развитии во взаимодействии с влиянием окружения. Демонстрируется специфика проявлений и развития одаренности в разных видах интеллектуальной деятельности, индивидуальная вариативность динамики одаренности на разных возрастных и образовательных этапах. Обосновывается необходимость построения образовательной среды, способствующей развитию одаренности; создания более сложных, вариативных и динамичных стратегий и методов образования.
Выводы. Результаты исследования расширяют и углубляют представления об одаренности детей и молодежи, демонстрируют вариативность ее когнитивных, личностных, социально-психологических характеристик, создают фундаментальную основу для развития и поддержки передовой образовательной практики.
Ключевые слова: дети; способности; одаренность; интеллект; личность; развитие; образование; окружающая среда; психолого-педагогическая поддержка
-
-
Личностно-профессиональное развитие педагога как фактор реализации потенциала неуспешных одаренных школьниковТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 2. c.128-143подробнее266
-
Актуальность. Изучение личностных особенностей и познавательных потребностей интеллектуально одаренных школьников, неуспешных в учебной деятельности, актуально для научного обоснования программ личностно-профессионального развития и подготовки педагогов к взаимодействию с такими учащимися.
Цель. Теоретико-методологический анализ новых научных данных об особенностях когнитивного и личностного развития неуспешных в учении интеллектуально одаренных школьников как психолого-педагогической основы подготовки педагога к взаимодействию с такими учащимися; эмпирическое исследование мотивационно-личностных характеристик интеллектуально одаренных школьников с различным уровнем успеваемости.
Выборка. В эмпирическом исследовании участвовали 460 интеллектуально одаренных учащихся 5–10-х классов школ г. Москвы, 74–80 человек в каждой параллели.
Методы. Теоретико-аналитический обзор новых научных публикаций об особенностях когнитивного и личностного развития интеллектуально одаренных школьников, неуспешных в учебе, и о значении их психолого-педагогической поддержки учителями. В эмпирическом исследовании использованы учительские оценки и тесты когнитивных способностей, опросники мотивации достижения, академической и общей самооценки, адаптированные автором (Щебланова, 2006), параметрические методы статистики.
Результаты. Проведенный анализ представлений школьных учителей об их самоэффективности в обучении одаренных школьников продемонстрировал недостаточную, по их мнению, профессиональную готовность к работе с этой категорией учащихся. Выделены важные аспекты современного понимания дифференцированного подхода к идентификации и обучению интеллектуально одаренных детей с учетом необходимости более полного включения в программы личностно-профессионального развития педагогов данных о вариативности проявлений интеллектуальной одаренности и траекторий ее развития.
Выводы. Теоретически и эмпирически обоснованы важные аспекты профессионально-личностной подготовки учителей к эффективному взаимодействию с интеллектуально одаренными школьниками, а именно, — понимание особенностей не только когнитивного, но и мотивационного и личностного развития учащихся с высоким уровнем способностей и разными уровнями успешности в обучении, а также необходимости психолого-педагогической поддержки неуспешных интеллектуально одаренных школьников.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; педагоги; одаренные школьники; способности; мотивация; самооценки; учебная неуспешность; дифференциация обучения
-