Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты

Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты

Аннотация

Актуальность. Начало XXI в. характеризуется резким усилением антропогенной нагрузки на окружающую природную и социальную среду, что повышает актуальность экологопсихологических исследований как особой области научной психологии. В преддверии 110-летия Психологического института РАО представляется важным осуществить историко-теоретический анализ работ сотрудников лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, проводивших исследования психического развития и обучения в контексте взаимодействий человека с окружающей средой (Г.А. Ковалев, М.О. Мдивани, В.И. Панов и др.) и осветить вклад в становление экопсихологического подхода к развитию психики таких крупных ученых Психологического института РАО, как В.В. Давыдов, А.И. Миракян, Ф.Т. Михайлов, Ф.Д. Горбов и др. 

Цель статьи — описать методологические предпосылки, теоретические конструкты и этапы становления разрабатываемого в лаборатории экопсихологического подхода к развитию психики. 

Результаты. В становлении экопсихологического подхода к развитию психики выделены три этапа. На первом этапе источником обращения к экологопсихологической тематике послужили академические темы «Экология детства» и «Одаренный школьник», разрабатывавшиеся на базе Центра комплексного формирования личности РАО. Второй этап был посвящен разработке основных теоретических конструктов, среди которых представление о психике как форме бытия, экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и экопсихологическая модель становления субъектности. На третьем этапе произведен парадигмальный анализ определения психики как объекта исследования в рамках гносеологической, онтологической и трансцендентальной парадигм и дано описание четырех форм ее бытия: ставшей, отчужденной, становящейся и виртуальной. 

Выводы. Фундаментальной особенностью теоретических конструктов экопсихологического подхода к развитию психики является их инвариантный характер. Это позволяет предположить, что в перспективе такой подход даст возможность исследовать становление не только отдельных психических феноменов, но и способов мышления, определяющих ту или иную научную парадигму, причем не только в психологии, но и в других, в том числе естественных науках.


Литература

3-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции / Под ред. В.И. Панова, А.В. Иващенко. М.: Изд-во РУДН, 2005. 

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: КоЛибри, 1988. 

Горбов Ф.Д. Я — второе я. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 2000. 

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 

Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 

Ермаков Д.С., Панов В.И. От экологии детства — к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. 2020. T. 41, No 4. С. 121–125. doi: 10.31857/S020595920010513-0 

Капцов А.В., Колесникова Е.И. Экспресс-методика диагностики взаимодействий в образовательной среде вуза // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. No 1. С. 23–30. 

Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. С. 72–80. doi: 10.17759/exppsy.2019120406 

Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. No 1. С. 13–23. 

Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. No 6. С. 25–30. 

Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, No 1. С. 5–21. 

Лидская Э.В., Мдивани М.О., Носкова О.Г. Метод интервью в экопсихологическом исследовании профессий (на примере труда нотариусов). 5-я Российская конференция по экологической психологии. Материалы / Под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 2009. 

Миракян А.И. Психология пространственного восприятия. Ереван: Айастан, 1990. 

Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Кн. 1. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 

Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Кн. 2. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. 

Отечественная экопсихология: направления исследований и методический инструментарий / Под ред. Ю.Г. Панюкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 

Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. No 1. С. 55–68. 

Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. No 3–4. С. 38–46. 

Панов В.И. Одаренные дети: выявление — обучение — развитие // Педагогика. 2001. No 4. С. 30–44. 

Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2001. No 2. С. 14–20. 

Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 

Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления // Национальный психологический журнал. 2011. No 1 (5). С. 50–54. 

Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. No 3. С. 13–27. 

Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальной поиск. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. 

Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. No 4. С. 16–25. doi: 10.11621/vsp.2016.04.16 

Панов В.И. Экопсихология развития: гносеологическая и онтологическая парадигмы // Познание и переживание. 2020. Т. 1, No 1. С. 38–54. doi: 10.51217/cogexp_2020_01_01_03 

Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, No 4. С. 91–103. doi: 10.17759/pse.2021260408 

Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 

Панов В.И., Плаксина И.В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, No 2. С. 64–83. doi: 10.17759/psyedu.2022140205 

Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Монография. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 

Панов В.И., Селезнева М.В. Опыт изучения профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков военного вуза на разных стадиях становления субъектности // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, No 4. С. 72–80. doi: 10.17759/pse.2019240406 

Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2017. 

Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования (рабочая концепция). Вып. 1 / Под ред. В.И. Панова. М.: Южный учебный округ, ЦТДЮ «Радужный», 2000. 

Рубцов В.В., Панов В.И., Лебедева В.П. От развивающего обучения к развивающему образованию. М.: ИНИМ РАО, 2010. 

Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2018. 

Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. СПб.: Нестор-История, 2022. 

Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) / Под ред. М.О. Мдивани. М.: Перо, 2017. 

Учителю о психологии / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 

Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 

Учителю об экологии детства / Под ред. В.И. Панова, В.П. Лебедевой. Черноголовка: Издательский отдел ЦКФЛ РАО, 1995. 

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 

Челпанов Г.И. Об отношении психологии к философии (вступительная лекция, читанная в Московском университете 19 сентября 1907 г.). Век психологии: К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912–2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. 

Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В.И. Панова. М.: ПИ РАО, 1997. 

Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / Отв. ред. В.И. Панов. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 

Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / Под общ. ред. В.И. Панова, Ш.Р. Хисамбеева. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 

Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под ред. В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997а. 

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Науч. ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: ЦКФЛ РАО, 1997б. 

Altman, I. (1975). The Environment and the Social Behavior: Privacy, Personal Space, Territory, Crowding. Monterey: Brooks/Cole Pub. Co. 

Barker, R.G. (1968). Ecological psychology: concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA: Stanford University Press. 

Stokols, D. (1978). Environmental psychology. Annual Review of Psychology, 29, 253–295. doi: 10.1146/annurev.ps.29.020178.001345


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-100-117

Поступила: 21.07.2022

Принята к публикации: 30.07.2022

Дата публикации в журнале: 11.10.2022

Ключевые слова: экопсихологический подход к развитию психики; типология субъект-средовых взаимодействий; становление субъектности; парадигмы; гносеологическая; онтологическая; трансцендентальная; психика как форма бытия

Доступно в on-line версии с: 11.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022