Панов Виктор Иванович
доктор психологических наук
Профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
-
Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструктыТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.100-117подробнее1023
-
Актуальность. Начало XXI в. характеризуется резким усилением антропогенной нагрузки на окружающую природную и социальную среду, что повышает актуальность экологопсихологических исследований как особой области научной психологии. В преддверии 110-летия Психологического института РАО представляется важным осуществить историко-теоретический анализ работ сотрудников лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, проводивших исследования психического развития и обучения в контексте взаимодействий человека с окружающей средой (Г.А. Ковалев, М.О. Мдивани, В.И. Панов и др.) и осветить вклад в становление экопсихологического подхода к развитию психики таких крупных ученых Психологического института РАО, как В.В. Давыдов, А.И. Миракян, Ф.Т. Михайлов, Ф.Д. Горбов и др.
Цель статьи — описать методологические предпосылки, теоретические конструкты и этапы становления разрабатываемого в лаборатории экопсихологического подхода к развитию психики.
Результаты. В становлении экопсихологического подхода к развитию психики выделены три этапа. На первом этапе источником обращения к экологопсихологической тематике послужили академические темы «Экология детства» и «Одаренный школьник», разрабатывавшиеся на базе Центра комплексного формирования личности РАО. Второй этап был посвящен разработке основных теоретических конструктов, среди которых представление о психике как форме бытия, экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и экопсихологическая модель становления субъектности. На третьем этапе произведен парадигмальный анализ определения психики как объекта исследования в рамках гносеологической, онтологической и трансцендентальной парадигм и дано описание четырех форм ее бытия: ставшей, отчужденной, становящейся и виртуальной.
Выводы. Фундаментальной особенностью теоретических конструктов экопсихологического подхода к развитию психики является их инвариантный характер. Это позволяет предположить, что в перспективе такой подход даст возможность исследовать становление не только отдельных психических феноменов, но и способов мышления, определяющих ту или иную научную парадигму, причем не только в психологии, но и в других, в том числе естественных науках.
Ключевые слова: экопсихологический подход к развитию психики; типология субъект-средовых взаимодействий; становление субъектности; парадигмы; гносеологическая; онтологическая; трансцендентальная; психика как форма бытия
-