Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Автограф Льва Выготского брату Давиду: опыт смысловой реконструкции

Автограф Льва Выготского брату Давиду: опыт смысловой реконструкции

Аннотация

Актуальность. Настоящая статья содержит анализ автографа Л.С. Выготского, оставленного 4 августа 1917 года в альбоме его двоюродного брата Д.И. Выгодского. Реконструкция смысла автографа не только проливает свет на понимание феномена искусства Л.С. Выготским в ранний (допсихологический) период творчества, но также позволяет предположить его мировоззренческую позицию в этот период. 

Цель. Реконструировать понимание Л.С. Выготским феномена искусства в период между двух революций и сравнить это понимание с концепцией искусства, наброски которого даны в «Психологии искусства». 

Методы. Элементы источниковедческого анализа, анализ литературы, посвященной указанным этапам жизни Л.С. Выготского, анализ архивных документов. Результаты. В своем автографе Л.С. Выготский противопоставляет два понимания феномена искусства: искусство как знаковая социальная деятельность, служащая для передачи чувств от человека к человеку (Л.Н. Толстой) и искусство как надындивидуальный духовный феномен, метафизическая деятельность человека, позволяющая оправдать мир (Ф. Ницше). На момент 4 августа 1917 года Л.С. Выготский соглашается с Ф. Ницше в связи с тем, что тема инструмента оправдания мира близка ему из-за личностного и профессионального кризиса. Позднее, в «Психологии искусства», Л.С. Выготский дает ему определение, которое ближе к социально-ориентированному определению Л.Н. Толстого, таким образом уходя от метафизики. 

Выводы. Анализ автографа важен с точки зрения понимания мыслей и настроений Л.С. Выготского в период между двумя революциями 1917 года. Он также отражает нелинейность профессионального поиска Л.С. Выготского на протяжении жизни.


Литература

Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996. 

Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 

Добкин С.Ф. Л.С. Выготский: начало пути. Воспоминания С.Ф. Добкина о Льве Выготском. Ранние статьи Л.С. Выготского. Под ред. И.М. Фейгенберга. И.: Иерусалимский издательский центр, 1996. 

Завершнева Е.Ю. Еврейский вопрос в неопубликованных рукописях Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2012. No 2. С. 79–99. 

Завершнева Е.Ю. «Молюсь о даре душевного усилия»: мысли и настроения Л.С. Выготского накануне революции 1917 г. // Вопросы психологии. 2013. No 3. С. 125–142. 

Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. Под общ. ред. Е.Ю. Завершневой, Р. ван дер Веера. М.: Канон +, 2017. 

Ницше Ф. «Происхождение трагедии». Отрывки из книги «Об антихристе». М.: т-во тип.-лит. Владимир Чичерин, 1900. 

Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский между двух революций: к вопросу о политическом самоопределении ученого // Национальный психологический журнал. 2016. No 3 (23). С. 20–31. doi: 10.11621/npj.2016.0303 

Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения») // Культурно-историческая психология. 2017. No 3 (23). С. 71–82. doi: 10.17759/chp.2017130309 

Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология. 2018. No 1 (14). С. 116–125. doi: 10.17759/chp.2018140113 

Собкин В.С. Трагикомедия искания Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов (в печати). М.: Издательство Московского университета, 2022. 

Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: 90 т. Т. 30. Произведения 1882–1898. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951. 

Архивные материалы. Отдел Рукописей Российской национально библиотеки. Ф. 1169. Ед. хр. 576. Л. 8, 11–15, 42, 46, 47, 96.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-162-169

Поступила: 11.08.2022

Принята к публикации: 15.08.2022

Дата публикации в журнале: 13.10.2022

Ключевые слова: Л.С. Выготский; Л.Н. Толстой; Ф. Ницше; искусство; психология искусства; смысл; реконструкция

Доступно в on-line версии с: 13.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022