Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Вклад научной школы Г.Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному

Вклад научной школы Г.Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному

Аннотация

Актуальность. В современных условиях цифровизации образования и распространения цифрового формата чтения как никогда актуальным становится обращение к научному наследию акад. РАО Г.Г. Граник, в частности к ее концепции понимания текста. 

Цель. Проанализировать и обобщить результаты фундаментальных и практико-ориентированных исследований по проблеме понимания текста, проведенных Г.Г. Граник с сотрудниками на протяжении сорока лет (1980–2020 гг.); представить новое эмпирическое исследование понимания текста подростками в процессе чтения с бумажных и электронных носителей. 

Методы. Использованы методы теоретического анализа и обобщения результатов исследований по проблеме понимания текста, осуществленных в научной школе Г.Г. Граник. Для проведения эмпирического исследования применялся авторский диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня понимания фактуальной и концептуальной текстовой информации. 

Выборка. Общую выборку составили 173 учащихся 7-х и 8-х классов обще-образовательных организаций Московской области. 

Результаты. Выявлено, что школьники, читавшие текст с бумажного носителя (с листа), успешнее справились с диагностическими заданиями, чем школьники, читавшие с электронного носителя (с экрана), однако различия незначимы (р>0,05). Это может свидетельствовать о том, что современные подростки быстро адаптируются к цифровому формату и различия в чтении с разных носителей постепенно стираются. Однако в целом уровень понимания длинного и сложного текста при чтении как с листа, так и с экрана остается достаточно низким: 49,7% учащихся не смогли выделить и сформулировать основную мысль текста, только 30,6% справились с этой задачей на высоком уровне. 

Выводы. Концептуальные представления о понимании текста, разработанные в научной школе Г.Г. Граник применительно к традиционному чтению с листа, обладают несомненным развивающим потенциалом и могут быть положены в основу исследований цифрового чтения.


Литература

Антипенко О.Е. Анализ эффективности восприятия печатного и компьютерного текста в рамках учебной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2016. No 1. С. 57–64. [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6239 (дата обращения: 25.05.2022). 

Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В., Граник Г.Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, No 5. С. 28–49. doi: 10.15293/2658-6762.2005.02 

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд. М.: Ком-Книга, 2007. 

Граник Г.Г. Концепция курса «Русская филология». М.: Мой учебник, 2007. 

Граник Г.Г. Проблема создания школьного литературоведения на психологическом фундаменте. Психология и литература в диалоге о человеке: коллект. монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко. М.: РШБА, 2016. 

Граник Г.Г. Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений: дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 1980. 

Граник Г.Г. Психологические и лингвистические проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в учебниках нового типа // Вопросы психологии. 2016. No 4. С. 56–66. 

Граник Г.Г. Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков: дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 1965. 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге / Под науч. рук. Г.Г. Граник. М.: НПО «Образование», 1996. 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995. 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987. 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1990. 

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Основные этапы и компоненты процесса, направленного на понимание. Материалы всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-педагогические основы обучения технике чтения, восприятия и понимания текста». М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989. 

Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. No 3. С. 43–52. 

Граник Г.Г., Концевая Л.А., Динерштейн Е.Е., Миронова К.В. Я — другой. М.Ю. Лермонтов: Учебная книга по русской филологии. М.: Илекса, 2012. 

Граник Г.Г., Концевая Л.А., Миронова К.В. А.С. Пушкин, его друзья и современники: Учебное пособие по литературе для учащихся 7–9 классов общеобразовательных организаций. М.: Мнемозина, 2019. 

Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста // Вопросы психологии. 1993. No 2. С. 72–80. 

Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Миронова К.В., Шишкова С.В. Функционирование воображения подростков при чтении бумажных и электронных текстов // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, No 1. С. 38–50. 

Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // Жинкин Н.И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. 

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 

Конюхов Ф. На грани возможностей. М.: Эксмо, 2019. 

Миронова К.В. Психодидактические условия развития у подростков понимания лирической поэзии: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2021. 

Оганов С.Ф., Корнев А.Н. Чтение письменных и электронных текстов детьми 9–11 и 12–14 лет: понимание, скорость и когнитивные механизмы. Чтение в цифровую эпоху: сб. матер. VIII Межд. науч.-практ. конф. Российской ассоциации дислексии. СПб., 2018. 

Самсонова А.Н. Роль установки в процессе понимания текста: на материале худож. текста: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1994. 

Соболева О.В. Психодидактическая концепция понимания текста школьниками на начальном этапе обучения: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 2010. 

Шаповал С.А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2006. 

Golan, D., Barzillai, M., Katzir, T. (2018). The effect of presentation mode on children’s reading preferences, performance, and self-evaluations. Computers & Education, 126, 346–358. 

Halamish, V., & Elbaz, E. (2020). Children’s reading comprehension and metacomprehension on screen versus on paper. Computers & Education, 145, 1–36. 

Hermena, E., Sheen, M., AlJassmi, M., AlFalasi, K., AlMatroushi, M., & Jordan, T. (2017). Reading rate and comprehension for text presented on tablet and paper: Evidence from Arabic. Frontiers in Psychology, 8, 257. 

Kaufman, G., & Flanagan, M. (2016). High-low split: Divergent cognitive construal levels triggered by digital and nondigital platforms. Proceedings of the 2016 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (pp. 2773–2777). New York: ACM. 

Mangen, А., Walgermo, B., Brønnick, K. (2013). Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research, 58, 61–68. 

McCrea-Andrews, H.J. (2014). A Comparison of adolescents’ digital and print reading experiences: Does mode matter? (Retrieved from https://tigerprints.clemson.edu/all_dissertations/1338) (review date: 25.05.2022). 

Porion, A., Aparicio, X., Megalakaki, O., Robert, A., & Baccino, T. (2016). The impact of paper- based versus computerized presentation on text comprehension and memorization. Computers in Human Behavior, 54, 569–576. 

Singer, L.M., & Alexander, P.A. (2017). Reading on paper and digitally: What the past decades of empirical research reveal. Review of Educational Research, 87 (6), 1007–1041. 

Støle, H., Mangen, A., Schwippert, K. (2020). Assessing children’s reading comprehension on paper and screen: A mode effect study. Computers & Education, 151, 1–13. 

White, D.S., Le Cornu, A. (2011). Visitors and Residents: А new typology for online engagement. First Monday, 16 (9). (Retrieved from https://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/article/download/3171/3049) (review date: 25.05.2022).


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-170-186

Поступила: 06.06.2022

Принята к публикации: 15.06.2022

Дата публикации в журнале: 13.10.2022

Ключевые слова: понимание текста; научная школа Г.Г. Граник; модель «идеального читателя»; бумажный текст; электронный текст

Доступно в on-line версии с: 13.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022