Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг.
Аннотация
Актуальность. Анализ отечественных исследований в области профессионального самоопределения юношества, проводившихся в Психологическом институте РАО в период 1920–2020-х гг., раскрывает целевую и содержательную динамику научных подходов к изучаемой проблеме в контексте исторического и социально-экономического развития нашей страны.
Цель. Выявить изменения в трактовке предмета исследования, показать процесс расширения понятия профессионального самоопределения от выбора профессии до становления профессионала в ходе обучения и реальной трудовой деятельности и психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Методы. Исследование проведено в русле сравнительно-исторического подхода, позволяющего установить изменения феноменологии социально-психологических процессов в разные исторические эпохи.
Результаты. Показаны приоритетные направления научного поиска: от выявления интересов юношей и девушек и поиска отвечающей им профессии — к обучению трудовым умениям и навыкам как способу повышения трудовой мотивации; от ориентации на конкретные профессиональные отрасли и специальности до поиска образовательного маршрута в области предполагаемой будущей трудовой деятельности. Значимыми признаками дальнейшей трансформации процесса профессионального самоопределения выпускников школы в условиях постиндустриальной и цифровой экономики являются повышение самостоятельности молодых людей при выборе своего профессионального будущего, разрушение традиции трудовых династий и утрата ценностного отношения к выбранной профессии как делу всей жизни.
Выводы. Проведенный анализ позволил выдвинуть предположение, что в условиях цифровой экономики принципиально меняется сама структура феномена профессионального самоопределения, направленного не столько на выбор и освоение конкретной профессии, сколько на поиск широкой сферы приложения своих склонностей и способностей.
Литература
Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021а. Т. 14, No 1. С. 6–15.
Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021б. No 2. С. 127–140. doi: 10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
Андреева А.Д., Гуткина Н.И., Дубровина И.В. и др. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.
Арискина К.А. Выбор профессии учащимися средней школы: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1952.
Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии 1984. No 1. С. 13–20.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 1995.
Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 1996. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров. Вопросы теории и практики профориентации / Под ред. И.Д. Зверева. М.: Педагогика, 1972.
Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. No 1–2 (55). С. 31–38.
Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1972.
Кондаков И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1989.
Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
Крылов Н.И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодежи. Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования / Отв. ред. А.А. Бодалев. М: АПН СССР, 1982.
Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. No 2. С. 51–59.
Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная Асвета, 1976.
Лебедева В.Л. Проблема руководства жизненным самоопределением старшеклассников: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1974.
Материалы XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1981.
Москвитина О.А. Социальные представления старшеклассников о ценности профессий в условиях цифровизации. Нейронаука для медицины и психологии: XVII Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая — 10 июня 2021 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. М.: МАКС Пресс, 2021.
Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. No 1–2. С. 52–59.
Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин С.В. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. No 4. С. 45–51.
Фарапонова Э.А., Данюшевская Т.И., Жукова Т.И. и др. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988.
Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии. 3-е изд. Орел: Гос. изд-во, Орловск. отд., 1922.
Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М., Л.: Молодая гвардия, 1929.
Толстых Н.Н. Отношение к будущему. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.
Трудовой метод изучения профессий / Под ред. и с предисл. И.Н. Шпильрейна. М.: Изд-во НК РКИ СССР, 1925.
Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.
DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210
Поступила: 23.05.2022
Принята к публикации: 03.06.2022
Дата публикации в журнале: 13.10.2022
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; ранний юношеский возраст; социально-экономические условия; профессиональная идентичность; образовательный маршрут; психологическая готовность к самоопределению
Доступно в on-line версии с: 13.10.2022
-
Для цитирования статьи: