Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг.

Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг.

Аннотация

Актуальность. Анализ отечественных исследований в области профессионального самоопределения юношества, проводившихся в Психологическом институте РАО в период 1920–2020-х гг., раскрывает целевую и содержательную динамику научных подходов к изучаемой проблеме в контексте исторического и социально-экономического развития нашей страны. 

Цель. Выявить изменения в трактовке предмета исследования, показать процесс расширения понятия профессионального самоопределения от выбора профессии до становления профессионала в ходе обучения и реальной трудовой деятельности и психологической готовности к профессиональному самоопределению. 

Методы. Исследование проведено в русле сравнительно-исторического подхода, позволяющего установить изменения феноменологии социально-психологических процессов в разные исторические эпохи. 

Результаты. Показаны приоритетные направления научного поиска: от выявления интересов юношей и девушек и поиска отвечающей им профессии — к обучению трудовым умениям и навыкам как способу повышения трудовой мотивации; от ориентации на конкретные профессиональные отрасли и специальности до поиска образовательного маршрута в области предполагаемой будущей трудовой деятельности. Значимыми признаками дальнейшей трансформации процесса профессионального самоопределения выпускников школы в условиях постиндустриальной и цифровой экономики являются повышение самостоятельности молодых людей при выборе своего профессионального будущего, разрушение традиции трудовых династий и утрата ценностного отношения к выбранной профессии как делу всей жизни. 

Выводы. Проведенный анализ позволил выдвинуть предположение, что в условиях цифровой экономики принципиально меняется сама структура феномена профессионального самоопределения, направленного не столько на выбор и освоение конкретной профессии, сколько на поиск широкой сферы приложения своих склонностей и способностей.


Литература

Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021а. Т. 14, No 1. С. 6–15. 

Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021б. No 2. С. 127–140. doi: 10.18384/2310-7235-2021-2-127-140 

Андреева А.Д., Гуткина Н.И., Дубровина И.В. и др. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. 

Арискина К.А. Выбор профессии учащимися средней школы: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1952. 

Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии 1984. No 1. С. 13–20. 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 

Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 1995. 

Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дисс. ... д-ра психол. наук. Москва, 1996. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров. Вопросы теории и практики профориентации / Под ред. И.Д. Зверева. М.: Педагогика, 1972. 

Данилова Е.Е. Мотивация выбора будущей профессии у старшеклассников мегаполиса // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. No 1–2 (55). С. 31–38. 

Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1972. 

Кондаков И.М. Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1989. 

Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 

Крылов Н.И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодежи. Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования / Отв. ред. А.А. Бодалев. М: АПН СССР, 1982. 

Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. No 2. С. 51–59. 

Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная Асвета, 1976. 

Лебедева В.Л. Проблема руководства жизненным самоопределением старшеклассников: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1974. 

Материалы XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1981. 

Москвитина О.А. Социальные представления старшеклассников о ценности профессий в условиях цифровизации. Нейронаука для медицины и психологии: XVII Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая — 10 июня 2021 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. М.: МАКС Пресс, 2021. 

Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. No 1–2. С. 52–59. 

Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин С.В. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. No 4. С. 45–51. 

Фарапонова Э.А., Данюшевская Т.И., Жукова Т.И. и др. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. 

Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии. 3-е изд. Орел: Гос. изд-во, Орловск. отд., 1922. 

Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М., Л.: Молодая гвардия, 1929. 

Толстых Н.Н. Отношение к будущему. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. 

Трудовой метод изучения профессий / Под ред. и с предисл. И.Н. Шпильрейна. М.: Изд-во НК РКИ СССР, 1925. 

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 

Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210

Поступила: 23.05.2022

Принята к публикации: 03.06.2022

Дата публикации в журнале: 13.10.2022

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; ранний юношеский возраст; социально-экономические условия; профессиональная идентичность; образовательный маршрут; психологическая готовность к самоопределению

Доступно в on-line версии с: 13.10.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2022