Лисичкина Алена Геннадьевна
Научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии
-
Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях сотрудников Психологического института: 1920–2020-е гг.Теоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 3. c.198-210подробнее1285
-
Актуальность. Анализ отечественных исследований в области профессионального самоопределения юношества, проводившихся в Психологическом институте РАО в период 1920–2020-х гг., раскрывает целевую и содержательную динамику научных подходов к изучаемой проблеме в контексте исторического и социально-экономического развития нашей страны.
Цель. Выявить изменения в трактовке предмета исследования, показать процесс расширения понятия профессионального самоопределения от выбора профессии до становления профессионала в ходе обучения и реальной трудовой деятельности и психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Методы. Исследование проведено в русле сравнительно-исторического подхода, позволяющего установить изменения феноменологии социально-психологических процессов в разные исторические эпохи.
Результаты. Показаны приоритетные направления научного поиска: от выявления интересов юношей и девушек и поиска отвечающей им профессии — к обучению трудовым умениям и навыкам как способу повышения трудовой мотивации; от ориентации на конкретные профессиональные отрасли и специальности до поиска образовательного маршрута в области предполагаемой будущей трудовой деятельности. Значимыми признаками дальнейшей трансформации процесса профессионального самоопределения выпускников школы в условиях постиндустриальной и цифровой экономики являются повышение самостоятельности молодых людей при выборе своего профессионального будущего, разрушение традиции трудовых династий и утрата ценностного отношения к выбранной профессии как делу всей жизни.
Выводы. Проведенный анализ позволил выдвинуть предположение, что в условиях цифровой экономики принципиально меняется сама структура феномена профессионального самоопределения, направленного не столько на выбор и освоение конкретной профессии, сколько на поиск широкой сферы приложения своих склонностей и способностей.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; ранний юношеский возраст; социально-экономические условия; профессиональная идентичность; образовательный маршрут; психологическая готовность к самоопределению
-
-
Осознанная саморегуляция и готовность к самореализации в юношеском возрастeТеоретическая и Экспериментальная Психология 2024. № 4. c.165-181подробнее272
-
Актуальность. Поиск социальных ролей, путей и способов жизненного самоопределения является важнейшей задачей личностного развития в юношеском возрасте. В этой связи в фокусе внимания настоящего исследования оказались присущие человеку личностные качества, осознанная саморегуляция достижения целей жизнедеятельности и готовность к активной самореализации.
Цель. Изучение взаимосвязи между личностными особенностями, осознанной саморегуляцией и готовностью к активной самореализации у студентов юношеского возраста.
Выборка. В исследовании приняли участие 462 респондента юношеского возраста (из них 175 девушек, 287 юношей, средний возраст — 19,2 года), обучающихся в вузах г. Москвы.
Методы. Личностные особенности студентов вуза исследовались с помощью сверхкраткой версии опросника «Большая пятерка — 2, BFI-2-XS». Для изучения проявлений осознанной саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ 2020» В.И. Моросановой. Уровень активности в самореализации определялся посредством «Опросника активности в самореализации», предложенного А.Д. Андреевой, А.Г. Лисичкиной. Статистический анализ данных включал в себя методы корреляционного, кластерного, дисперсионного и множественного регрессионного анализа, для которых использовался пакет SPSS 22.0.0.
Результаты. Получены новые данные о том, что все рассмотренные психологические характеристики тесно взаимосвязаны на высоком уровне статистической значимости и, возможно, оказывают влияние на готовность к самореализации. На основании проведенных процедур кластерного анализа выявлены три индивидуально-типологические группы студентов, различающиеся уровнем развития осознанной саморегуляции, выраженностью черт личности и разной степенью готовности к активной самореализации. Студенты с высокими уровнями общей способности к осознанной саморегуляции, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности, открытости новому опыту и сниженным нейротизмом демонстрируют большую готовность к активной самореализации по сравнению с группой студентов, у которых наблюдается противоположная тенденция по отношению ко всем перечисленным показателям. Регрессионный анализ позволил установить больший вклад развития осознанной саморегуляции в готовность к активной самореализации по сравнению с выраженностью экстраверсии и добросовестности.
Выводы. Осознанная саморегуляция и выраженность личностных черт вносят существенный вклад в формирование готовности студентов к активной самореализации в различных сферах жизнедеятельности (в учебе, в профессиональной сфере, в отношениях и т.д.). Высокий уровень развития осознанной саморегуляции обучающихся является психологическим ресурсом их активной самореализации, позволяющим сосредотачивать усилия на планировании как близкого, так и отдаленного будущего, выстраивать последовательность необходимых шагов, проявлять гибкость и настойчивость в достижении поставленных целей.
Ключевые слова: юношеский возраст; самоопределение; самореализация; осознанная саморегуляция; личностные черты; социальная ситуация развития
-