Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Психофизиологические и психологические особенности подростков, связанные с эффективным онлайн-поиском учебной информации

Психофизиологические и психологические особенности подростков, связанные с эффективным онлайн-поиском учебной информации

Аннотация

Актуальность. Несмотря на то, что поиск в интернете информации, необходимой для выполнения учебных заданий, стал для школьников повседневной задачей, на сегодняшний день по-прежнему недостаточно данных о психологических и психофизиологических параметрах, определяющих его эффективность. 

Цель исследования заключалась в выявлении психофизиологических и психологических особенностей подростков, влияющих на эффективность онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения учебного задания. 

Методы. В ходе эксперимента участники выполнили несколько взаимосвязанных учебных заданий по поиску информации в интернете. Показателем эффективности онлайн-поиска было количество ассимилированных единиц информации. Анализ психофизиологических и психологических характеристик участников проводился с использованием методов окулографии, компьютерной оценки когнитивного контроля и рабочей памяти, а также нескольких тестов для оценки когнитивных стилей и обработки информации. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью факторного и множественного регрессионного анализа. 

Выборка. В исследовании приняли участие 44 подростка (средний возраст 13,7±1,9 года, 40,9% девочек). 

Результаты. Результат поиска учебной информации в интернете выше у школьников, которые демонстрируют более низкую самооценку навыков использования компьютера, а также более высокий уровень рефлексивности и более частое возвращение к инструкции для выполнения задания. Старшеклассники быстрее читают инструкции в интернете и редко используют предметно-практический стиль информационного кодирования. Способность к концептуализации определяет более высокую скорость чтения инструкций для выполнения задач. По сравнению с мальчиками, девочки выше оценивают результаты своего поиска в интернете и считают этот процесс менее сложным. 

Выводы. Полученные результаты могут использоваться при разработке программ обучения школьников эффективным стратегиям онлайн-поиска.


Литература

Костромина С.Н., Гнедых Д.С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. No 5. С. 5–14. 

Чуприкова Н.И. Психология умственного развития. М.: Столетие, 1997. 

Al Seghayer, K. (2020). Investigating the adequacy of EFL learners’ L2 digital literacy skills, consistency of self-assessed competence, and actual performance. International Journal of Computer-Assisted Language Learning and Teaching, 10 (2), 1–22. https://doi.org/10.4018/IJCALLT.2020040101 

Archibald, L.M.D. (2017). Working memory and language learning: A review. Child Language Teaching and Therapy, 33 (1), 5–17. https://doi.org/10.1177/026565901665420 

Aula, A., Nordhausen, K. (2006). Modeling successful performance in web searching. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 57, 1678–1693. https://doi.org/10.1002/asi.20340 

Bilal, D., Kirby, J. (2002). Differences and similarities in information seeking: Children and adults as web users. Information Processing and Management, 38 (5), 649–670. https://doi.org/10.1016/S0306-4573(01)00057-7 

Bowler, L. (2010). A taxonomy of adolescent metacognitive knowledge during the information search process. Library & Information Science Research, 32 (1), 27–42. https://doi.org/10.1016/j.lisr.2009.09.005 

Brand-Gruwel, S., Wopereis, I., Walraven A. (2009). A descriptive model of information problem solving while using Internet. Computers & Human Behavior, 53 (4), 1207–1217. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.06.004 

Bromme, R., Pieschl, S., Stahl, E. (2010). Epistemological beliefs are standards for adaptive learning: a functional theory about epistemological beliefs and metacognition. Metacognition and Learning, 5 (1), 7–26. https://doi.org/10.1007/s11409-009-9053-5 

Byström, K., Järvelin, K. (1995). Task Complexity Affects Information Seeking and Use. Information Processing & Management, 31 (2), 191–213. https://doi.org/10.1016/0306-4573(95)80035-R 

Cowan, N., Fristoe, N.M., Elliott, E.M., Brunner, R.P., Saults, J.S. (2006). Scope of attention, control of attention and intelligence in children and adults. Memory and Cognitions, 34 (8), 1754–1768. https://doi.org/10.3758/BF03195936 

Davidson, M.C., Amso, D., Anderson, L.C., Diamond, A. (2006). Development of cognitive control and executive functions from 4–13 years: evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching. Neuropsychology, 44, 2037–2078. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2006.02.006 

Diamond, A. (2013). Executive Functions. Annual Review of Psychology, 64, 35–68. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750 

Frias-Martinez, E., Chen, S.Y., Liu X. (2008). Investigation of behavior and perception of digital library users: A cognitive style perspective. International Journal of Information Management, 28 (5), 355–365, https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2007.10.003 

Gerjets, P., Kammerer, Y., Werner, B. (2011). Measuring spontaneous and instructed evaluation processes during Web search: Integrating concurrent thinking-aloud protocols and eye-tracking data. Learning and Instruction, 21, 220–231. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2010.02.005 

Guinee, K., Eagleton, M.B., Hall, T.E. (2003). Adolescents’ internet search strategies: drawing upon familiar cognitive paradigms when accessing electronic information sources. Journal of Educational Computing Research, 29 (3), 363–374. https://doi.org/10.2190/HD0A-N15L-RTFH-2DU8 

Head, A., Eisenberg, M. (2011). How College Students Use the Web to Conduct Everyday Life Research. First Monday, 16 (4). (Retrieved from https://ssrn.com/abstract=2281533) (review date: 01.08.2022). 

Hofer, B.K. (2004). Epistemological understanding as a metacognitive process: Thinking aloud during online searching. Educational Psychologist, 39 (1), 43–55. https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_5 

Hölscher, C., Strube G. (2000). Web search behavior of Internet experts and newbies. Computer Networks, 33, 337–346. https://doi.org/10.1016/S1389-1286(00)00031-1 

Knight, S., Rienties, B., Littleton, K., Mitsui, M., Tempelaar, D.T., Shah, C. (2017). The relationship of (perceived) epistemic cognition to interaction with resources on the internet. Computers in Human Behavior, 73, 507–518. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.014 

Koć-Januchta, M.M., Höffler, T.N., Eckhardt, M., Leutner, D. (2019). Does modality play a role? Visual-verbal cognitive style and multimedia learning. Journal of Computer Assisted Learning, 35, 747–757. https://doi.org/10.1111/jcal.12381 

Lehto, J., Juujarvi, P., Kooistra, L., Pulkkinen, L. (2003). Dimensions of executive functioning: evidence from children. The British Journal of Developmental psychology, 21, 59–80. https://doi.org/10.1348/026151003321164627 

Leonard, H.C., Bernardi, M., Hill, E.L., Henry, L.A. (2015). Executive functioning, motor difficulties, and developmental coordination disorder. Developmental Neuropsychology, 40 (4), 201–215. https://doi.org/10.1080/87565641.2014.997933 

Lindenberger, U., Lövdén, M. (2019). Brain Plasticity in Human Lifespan Development: The Exploration–Selection–Refinement Model. Annual Review of Developmental Psychology, 1, 197–222. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-121318-085229 

Liu, X., Peng, H., Pua, B. (2020). Age differences in the decision information search: The roles of task complexity and task relevance. Cognitive Development, 54, 100877. 

Luna, B., Marek, S., Larsen, B., Tervo-Clemmens, B., Chahal, R. (2015). An Integrative Model of the Maturation of Cognitive Control. Annual Review of Neuroscience, 38, 151–170. https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-071714-03405417 

Marchionini, G. (1997). Information seeking in electronic environments. NY: Cambridge University Press. 

McKinnon, K.A., Caldwell, P., Scott, K.M., Caldwell, P. (2020). How adolescent patients search for and appraise online health information: A pilot study. Journal of Paediatrics & Child Health, 56 (8), 1270–1276. https://doi.org/10.1111/jpc.14918 

Navarro-Prieto, R., Scaife, M., Rogers, Y. (1999). Cognitive strategies in web searching. Proceedings of the 5th Conference on Human Factors and the Web Gaithersburg. Maryland: National Institute of Standards and Technology. 

Palmquist, R.A., Kim, K.S. (2000). Cognitive style and on-line database search experience as predictors of Web search performance. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 51, 558–566. 

Park, Y., Black, J.B. (2007). Identifying the Impact of Domain Knowledge and Cognitive Style on Web-Based Information Search Behavior. Journal of Educational Computing Research, 36 (1), 15–37. https://doi.org/10.2190/T6R2-5111-5805-10MT 

Pfaffenberger, B. (1996). Web searchstrategies. NY: MIS Press. 

Sendurur, E., Efendioğlu, E., Senturk, H., Calıskan, N. (2019). High achievers’ web searching behaviors and patterns in two different task types. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 28 (2), 217–238. 

Sharit, J., Taya, J., Berkowsky, R., Czaja, S. (2015). Online information search performance and search strategies in a health problem-solving scenario. Journal of Cognitive Engineering and Decision Making, 9 (3), 211–228. https://doi.org/10.1177/1555343415583747 

Sun, C., Ye, S., Hsieh, H. (2014). Effects of student characteristics and question design on Internet search results usage in a Taiwanese classroom. Computers and Education, 77, 134–144. 

Walhout, J., Oomen, P., Jarodzka, H., Brand‐Gruwel, S. (2017). Effects of task complexity on online search behavior of adolescents. Journal of the Association for Information Science & Technology, 68 (6), 1449–1461. https://doi.org/10.1002/asi.23782 

Walraven, A., Brand-Gruwel, S., Boshuizen, H.P.A. (2009). How students evaluate information and sources when searching the World Wide Web for information. Computers & Education, 52 (1), 234–246. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2008.08.003 

Wineburg, S., Breakstone, J., Smith, M., McGrew, S., Ortega, T. (2019). Civic online reasoning: Curriculum evaluation. Stanford: Stanford History Education Group. 

Wu, D., Cai, W. (2016). An empirical study on Chinese adolescents’ web search behavior. Journal of Documentation, 72 (3), 435–453. 

Zion, M., Adler, I., Mevarech, Z. (2015). The effect of individual and social metacognitive support on students’ metacognitive performances in an online discussion. Journal of Educational Computing Research, 52 (1), 50–87. https://doi.org/10.1177/0735633114568855


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-4-60-76

Поступила: 01.09.2022

Принята к публикации: 22.09.2022

Дата публикации в журнале: 18.12.2022

Ключевые слова: онлайн-поиск; учебная деятельность; школьники; окулография; исполнительные функции; когнитивные характеристики

Доступно в on-line версии с: 18.12.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2022