Николаева Елена Ивановна
доктор биологических наук,
Профессор кафедры педагогической психологии и семейной педагогики
-
Специфика исполнительных функций у недоношенных детей. Обзор иностранных источниковТеоретическая и Экспериментальная Психология 2021. № 3. c.55-70подробнее940
-
В статье представлен обзор иностранных исследований, проведенных за последние 30 лет по теме выявления специфики исполнительных функций у недоношенных детей. Определены противоречия в выводах различных авторов о различиях вербальной и пространственной памяти у доношенных и преждевременно рожденных детей. Представлены результаты мета-анализа дефицита управляющих функций у недоношенных детей в разные возрастные периоды. Обсуждены биологические, экологические, социо-экономические факторы когнитивных проблем преждевременно рожденных детей, рассмотренные в различных исследованиях. Проанализированы данные о последствиях рождения на разных этапах гестации в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и взрослом возрастах. Обзор иностранных источников свидетельствует о том, что у недоношенных детей по сравнению с доношенными детьми уровень сформированности исполнительных функций в существенной мере определяется качеством выхаживания и заботой воспитывающих ребенка людей, уровнем их образования и зрелости. Влияние недоношенности на исполнительные функции, скорее всего, является предметно-специфическим, а не глобальным фактором; их можно тренировать и улучшать в разном возрасте.
Ключевые слова: недоношенные дети; преждевременные роды; исполнительные функции; исполнительные функции у недоношенных детей
-
-
Психофизиологические и психологические особенности подростков, связанные с эффективным онлайн-поиском учебной информацииТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 4. c.60-76подробнее1020
-
Актуальность. Несмотря на то, что поиск в интернете информации, необходимой для выполнения учебных заданий, стал для школьников повседневной задачей, на сегодняшний день по-прежнему недостаточно данных о психологических и психофизиологических параметрах, определяющих его эффективность.
Цель исследования заключалась в выявлении психофизиологических и психологических особенностей подростков, влияющих на эффективность онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения учебного задания.
Методы. В ходе эксперимента участники выполнили несколько взаимосвязанных учебных заданий по поиску информации в интернете. Показателем эффективности онлайн-поиска было количество ассимилированных единиц информации. Анализ психофизиологических и психологических характеристик участников проводился с использованием методов окулографии, компьютерной оценки когнитивного контроля и рабочей памяти, а также нескольких тестов для оценки когнитивных стилей и обработки информации. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью факторного и множественного регрессионного анализа.
Выборка. В исследовании приняли участие 44 подростка (средний возраст 13,7±1,9 года, 40,9% девочек).
Результаты. Результат поиска учебной информации в интернете выше у школьников, которые демонстрируют более низкую самооценку навыков использования компьютера, а также более высокий уровень рефлексивности и более частое возвращение к инструкции для выполнения задания. Старшеклассники быстрее читают инструкции в интернете и редко используют предметно-практический стиль информационного кодирования. Способность к концептуализации определяет более высокую скорость чтения инструкций для выполнения задач. По сравнению с мальчиками, девочки выше оценивают результаты своего поиска в интернете и считают этот процесс менее сложным.
Выводы. Полученные результаты могут использоваться при разработке программ обучения школьников эффективным стратегиям онлайн-поиска.
Ключевые слова: онлайн-поиск; учебная деятельность; школьники; окулография; исполнительные функции; когнитивные характеристики
-