Теоретическая и Экспериментальная Психология
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
En Ru
ISSN 2073-0861
eISSN 2782-5396
Распознавание и выбор геометрических зрительных стимулов, предъявляемых на экране монитора, детьми 3–4 лет

Распознавание и выбор геометрических зрительных стимулов, предъявляемых на экране монитора, детьми 3–4 лет

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью ранней диагностики формирования восприятия образов предметов. 

Цель работы заключалась в отработке созданной авторами игровой методики и проверке возможности ее использования для оценки психофизиологической зрелости детей младшего дошкольного возраста. 

Методы. На сенсорном экране монитора предъявлялись изображения: а) одноцветных геометрических фигур разного размера и б) разноцветных геометрических фигур одинакового размера. Ребенок должен был опознать либо большой треугольник среди форм разного размера, но одинакового цвета, либо форму красного цвета среди различных цветных форм одного размера. Для оценки поведения ребенка, правильности решения задачи и времени опознания стимула (мсек) велась видеозапись. Обработка проводилась с использованием t-критерия Вилкоксона при достоверности различий не менее p < 0,05. 

Выборка состояла из 30 (13 девочек и 17 мальчиков) здоровых воспитанников детского сада с нормальным зрением в возрасте 3,4±0,43 года. 

Результаты. При апробации разрабатываемой методики выяснилось, что детям 3–4 лет для опознания одноцветных геометрических форм разного размера необходимо больше времени, чем для опознания разноцветных форм одного размера. Выявилась группа детей со специфическими особенностями формирования психических функций, характерными для задержки психического развития. 

Выводы. Предлагаемая методика может быть использована в качестве способа ранней дифференциальной диагностики задержки психического развития детей.


Литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 

Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под ред. Т.С. Будько. Брест: Изд-во БрГУ, 2006. 

Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 

Веюкова М.А. Особенности распознавания, переноса и обобщения простых и сложных зрительных образов шимпанзе и детьми 2–3 лет: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. СПб., 2011. 

Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий // Вопросы психологии. 1961. No 6. 

Давыдов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 

Денисов П.К. Анализаторная и синтетическая функция больших полушарий шимпанзе // Журнал высшей нервной деятельности. 1958. Т. VIII, No 6. С. 844–854. 

Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. 

Коновалова А.Ю., Варзина Е.П. Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. 

Кузнецова Т.Г., Голубева И.Ю. Визуальное восприятие реальных и виртуальных зрительных стимулов старшими дошкольниками // Интегративная физиология. 2021. Т. 2, No 3. С. 335–343. doi: 10.33910/2687-1270-2021-2-3-335-340 

Кузнецова Т.Г., Горбачева М.В. Роль моторных реакций в выявлении нарушений развития речи у детей 6–7 лет // Наука и мир. 2014. No 7 (11). С. 16–19. 

Кузнецова Т.Г., Стружкин М.Л., Годынская Н.В. Разработка и апробация методики распознавания зрительных стимулов с использованием цифровых технологий у детей дошкольного возраста // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2020. No 4 (20). С. 65–68. 

Лабезная Л.П. Особенности сенсорного развития (зрительного восприятия цвета, формы и величины) детей с умственной отсталостью. Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи: Материалы ІІІ Международной научно-практической конференции. Луганск, 2017. 

Леушина A.M. Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974. 

Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. 

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2020. 

Переверзева Д.С. Особенности процесса зрительного опознания у детей 3–7 лет с расстройствами аутистического спектра // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, No 3. С. 59–73. 

Романов С.Г., Гончаров О.А. Возрастные особенности категориального восприятия фокальных и пограничных цветов в центральных и периферических полях зрения // Психологические исследования. 2020. Т. 13, No 74. [Электронный ресурс] // URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/165/103 

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Учпедгиз, 1952. 

Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно-педагогическая работа с ними. М.: АРКТИ, 2002. 

Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31, No 5. С. 515–524. 

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949. 

Церюта О.Д. Сенсорное воспитание дошкольников раннего возраста через восприятие цвета. Информационные и инновационные технологии в образовании: Материалы III Всероссийской научно-практической конференция таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. 

Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности инвариантного опознания зрительного изображения у детей дошкольного возраста с типичным и атипичным развитием // Физиология человека. 2016. Т. 42, No 3. С. 74–81. http://dx.doi.org/10.7868/S0131164616010069 

Ozonoff, S., Pennington, B.F., Rogers, S.J. (1991). Executive function deficits in high functioning autistic children: relationship to the theory of mind. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 32, 1081–1106. 

Pellicano, E., Gibson, L., Maybery, M., Durkin, K., Badcock, D.R. (2005). Abnormal global processing along the dorsal visual pathway in autism: a possible mechanism for weak visuospatial coherence? Neuropsychologia, 43, 1044–1053. 

Reid, D.J., Beveridge, M., Wakfield, P. (1986). The Effect of Ability, Colour and Form on Children’s Perceptions of Biological Pictures. Educational Psychology, 6 (1), 9–18. https://doi.org/10.1080/0144341860060103 

Vandenbroucke, M.W., Scholte, H.S., van Engeland, H. et al. (2008). A neural substrate for atypical low-level visual processing in autism spectrum disorder. Brain, 131 (4), 1013–1024. 

Varanda de Andrade, C., Fernandes, F.D.M. (2017). Cognitive flexibility training intervention among children with autism: a longitudinal study. Psicologia: Reflexão e Crítica, 30 (1), 15.


Скачать в формате PDF

DOI: 10.24412/2073-0861-2022-4-77-89

Поступила: 23.08.2022

Принята к публикации: 16.09.2022

Дата публикации в журнале: 18.12.2022

Ключевые слова: дети; дошкольный возраст; дифференциальная диагностика; восприятие образов; геометрические фигуры; размер; цвет

Доступно в on-line версии с: 18.12.2022

  • Для цитирования статьи:
Номер 4, 2022