Кузнецова Тамара Георгиевна

Главный научный сотрудник лаборатории высшей нервной деятельности
-
Распознавание и выбор геометрических зрительных стимулов, предъявляемых на экране монитора, детьми 3–4 летТеоретическая и Экспериментальная Психология 2022. № 4. c.77-89подробнее427
-
Актуальность исследования обусловлена необходимостью ранней диагностики формирования восприятия образов предметов.
Цель работы заключалась в отработке созданной авторами игровой методики и проверке возможности ее использования для оценки психофизиологической зрелости детей младшего дошкольного возраста.
Методы. На сенсорном экране монитора предъявлялись изображения: а) одноцветных геометрических фигур разного размера и б) разноцветных геометрических фигур одинакового размера. Ребенок должен был опознать либо большой треугольник среди форм разного размера, но одинакового цвета, либо форму красного цвета среди различных цветных форм одного размера. Для оценки поведения ребенка, правильности решения задачи и времени опознания стимула (мсек) велась видеозапись. Обработка проводилась с использованием t-критерия Вилкоксона при достоверности различий не менее p < 0,05.
Выборка состояла из 30 (13 девочек и 17 мальчиков) здоровых воспитанников детского сада с нормальным зрением в возрасте 3,4±0,43 года.
Результаты. При апробации разрабатываемой методики выяснилось, что детям 3–4 лет для опознания одноцветных геометрических форм разного размера необходимо больше времени, чем для опознания разноцветных форм одного размера. Выявилась группа детей со специфическими особенностями формирования психических функций, характерными для задержки психического развития.
Выводы. Предлагаемая методика может быть использована в качестве способа ранней дифференциальной диагностики задержки психического развития детей.
Ключевые слова: дети; дошкольный возраст; дифференциальная диагностика; восприятие образов; геометрические фигуры; размер; цвет
-